Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
474 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ кою однакожъ: кромѣ нѣкігш немногихъ частей, которыя ка¬
жутся выше ума его. (Всѣ три статьи напечатаны вполнѣ въРи>-
шиловскомг дѣлѣ, 1861 г. Спб. Прилож. стр. 5—16).1). 1) Любопытна эта часть дѣла по крайне тщательному разслѣдованію
этой переписки. Въ одномъ письмѣ Рѣшиловъ проситъ у тверскаго архіерея
денегъ на уплату похищенной суммы. «Разсужденія же достойно — пишетъ
Ѳеофанъ—какъ онъ тое письмо сочинилъ. Написалъ первѣе похвалу милосты¬
ни, долгимъ многословіемъ, на подобіе предики. Да вся та похвала сочинена
діалектомъ не такъ малороссійскимъ, какъ бы польскимъ, или на польскій
образецъ устроеннымъ; изъ чего явно, что Рѣшиловъ въ такомъ-то діалектѣ
часто и охотно упражнялся, наипаче въ,перепискахъ съ тверскимъ архіереемъ.
Но паче всего примѣчать надлежитъ, что нарѣчіе въ папиномъ-письмѣ: бла-
ъословенство, изъ польска, вмѣсто благословенія, написанное, дважды напи¬
салъ Рѣшиловъ и въ семъ своемъ милостыни похваленіи. А таковаго нарѣ¬
чія въ русской говоркѣ и малороссійцы не употребляютъ, и ни у кого мнѣ
слышать, кромѣ Рѣшилова, не случалось».—«Еще же штиля Рѣшилова со шти¬
лемъ папина письма и всего пасквильнаго сочиненія сходство и согласіе слѣ¬
дующими примѣтами, кажется, не темно познаваемъ. А именно: а) Авторъ
пасквиля къ сочиненію вершиковъ, хотя весьма неправильныхъ, охотникъ;
понеже лай свои и началъ и окончилъ вершинами, и на страницѣ 4 много
блазней вершинами изобразилъ. А также къ вершописанію охота и у Рѣши¬
лова. Въ одномъ письмѣ къ тверскому архіерею похвалу ему4 соплетаетъ сими
словесы: «радуйся новый Давиде, побѣдивый Галіаѳа, не пращію, но камнемъ
вѣры. Стерлъ еси супротивные супостаты, реку лютеры и кальвияы, и русскіе
маловѣры». И надѣяться бы больше того въ письмахъ Рѣшилова, еслибы на¬
шлось большее ихъ число, б) Авторъ пасквиля надменныя и высокія приби¬
раетъ рѣчи: тожъ дѣлаетъ и Рѣшиловъ въ своихъ тайныхъ письмахъ, в) Ав¬
торъ пасквиля любитъ часто много прикладовъ изъ св. Писанія и исторій,
тако-жъ и разныхъ писателей свидѣтельства употребляетъ. Посмотримъ и на
Рѣшилово письмо, гдѣ онъ восхваляетъ милостыню многими прикладами и
свидѣтельствами; а то дѣлаетъ безъ всякой нужды; только для показанія,
что онъ гораздо отъ прочихъ монаховъ отличенъ, г) Авторъ пасквиля часто
слезы и плачи и вопли пишетъ: тако-жъ и Рѣшиловъ. Да и ві томъ его наи¬
паче съ пасквильникомъ сходство, что къ изъявленію печали однихъ почи¬
тай словъ употребляетъ. Напримѣръ, въ пасквилѣ, въ самомъ началѣ: пла-
чися, рыдай горько; и на страницѣ 7-й: восплачешься и возрыдаешь горько.
Подобно и въ письмѣ къ тверскому архіерею: гласъ мой и рыданіе горькое.
Опять въ пасквилѣ: со изліяніемъ слезъ; тотъ же образъ рѣчи и въ Рѣшило-
вомъ въ Сѵнодъ прошеніи: обліяся слезами молю, д) Да и въ другихъ необыч¬
ныхъ, и въ народѣ нечастыхч> словахъ, пасквильнаго и Рѣшилова реченія
сходны. Напримѣръ, въ письмѣ папиномъ: за вѣру поборятъ; и въ Рѣшило-
вомъ: до церкви поборствуя. И такъ лживый папа необычнымъ словомъ изо¬
бразилъ благодарствіе: вписалъ въ вѣчно достойную себѣ жалость; додобнѣ
тожъ и Рѣшиловъ изобразуетъ въ своемъ къ тверскому письмѣ: сотвори
со мною вѣчную память, е) Особливо примѣчаемъ, что каковымъ видомъ па¬
сквиль изъявляетъ бѣдность крестьянскую (не знаютъ праздника, ни дня вос-