Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
472 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ нымъ вопросомъ: «рожденіе твое гдѣ, и отецъ твой не стрѣлецъ
ли былъ, и буде стрѣлецъ, котораго полку и живъ ли, и гдѣ на¬
чальство имѣетъи въ какомъ чина нынѣ званіи; или изъ родствен¬
никовъ и свойственниковъ твоихъ кто въ стрѣльцахъ не были-ль,
и буде были, кто именно, и какъ близко въ родствѣ или свойствѣ
тебѣ считались; или и самъ ты въ таковомъ стрѣлецкомъ чину не
былъ ли же, а буде былъ, каковымъ образомъ отъ того чина от¬
лучился и давно-ль и куда сперва, и не для явнаго-ль подозрѣнія
и какого именно»? «Рожденіе его — отвѣчалъ Рѣшиловъ о себѣ
въ 3-мъ лицѣ—въ градѣ Бѣлевѣ. Отецъ у него былъ свѣнскаго
монастыря крестьянинъ и жилъ въ Бѣлевѣ на монастырскомъ
подворьѣ дворникомъ и производилъ мелочную торговлю; въ стрѣль¬
цахъ не былъ; а были въ стрѣльцахъ дяди его по матери въ дав¬
нихъ годахъ: одинъ изъ нихъ померъ, а о другомъ ничего неиз¬
вѣстно».— «Въ бытность въ расколѣ не имѣлъ ли на себѣ такого
званія и правленія, которое приличествовало къ духовному чину,
и буде имѣлъ—- каковое именно и въ какой силѣ исправленіе чи¬
нилъ, и когда и какъ обратился къ православной церкви»? Рѣши¬
ловъ отвѣчалъ, что «въ расколѣ отправлялъ священническую долж¬
ность, именно обоего 'пола людей, крещенныхъ въ православное
исповѣданіе,^ по раскольническому мудрованію перекрещивалъ и
младенцевъ крестилъ и исповѣдывалъ и причащалъ полученными
яко бы божественными дарами отъ раскольническаго учите¬
ля игумена Іова, который напредь сего былъ тверской епар¬
хіи въ Раковѣ монастырѣ и умре въ прошлыхъ годахъ; и
въ монахи и въ монахини постригалъ, и мертвыхъ погребалъ, и
родительницамъ молитвы давалъ, а литургіи по раскольницкому
мудрованію и никакъ не служивалъ; а изъ раскольническаго за¬
блужденія онъ обратился въ 1719 году таковымъ образомъ: ког¬
да былъ въ Керженцѣ присланный отъ нижегородскаго вице-гу¬
бернатора маіоръ для переписки раскольниковъ въ двойной окладъ;
то онъ, Іосифъ, пришелъ къ нему самъ-третей съ учениками сво¬
ими—монахомъ Діонисіемъ и монахиней Аиоллинаріей, и объявилъ,
что въ двойной окладъ они записываться не хотятъ; а пусть-де
насъ отправятъ къ преосвященному Питириму для разговоровъ
изъ писанія. Маіоръ отправилъ ихъ. Изъясненія и увѣщанія Пи-
тирима такъ на нихъ подѣйствовали, что они всѣ трое оставили