Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
468 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ онъ весьма бы надобенъ былъ въ нынѣшнее время къ наставле¬
нію государя въ добрыхъ нравахъ и благочестіи. «А нынѣ-де
имѣется учитель Остерманъ, да и того Долгорукіе — чтобъ не
часто ему съ его величествомъ видѣться—устранили: подъ видомъ
возвышенія чести дали ему мѣсто въ, Сенатѣ. А хотя-бъ-де онъ,
Остерманъ, и всегда былъ при Государѣ, однако въ наставленіи
благочестія нечего добраго надѣяться, потому что онъ лютеран¬
ской вѣры. Надобно бы его величеству о томъ совѣтовать, да не-
кому. Я-бъ и радъ, да не смѣю. А св. Сѵноду согласиться невоз¬
можно, за тѣмъ, что преосвященный новгородскій и самъ лютеран¬
скій защитникъ, и съ ними-жъ только знается». При этомъ вспо¬
мянулъ о живущемъ въ домѣ Ѳеофана, іеродіаконѣ Адамѣ, что-де
«и Адамъ его по лютеранскимъ домамъ всегда бѣгаетъ, и у гене¬
рала Якова Брюса чуть не живетъ». На это слово о Брюсѣ онъ,
архимандритъ, сказалъ, что «говорятъ, будто Брюсъ не лютера¬
нинъ, но атеистъ»? «Они и съ такими знаются»—отвѣчалъ ѲеоФи-
лактъ. Въ 1730 году Ѳеофилактъ былъ въ Москвѣ на коронаціи им¬
ператрицы Анны. По удаленіи изъ Сѵнода, въ августѣ этого го¬
да, прибылъ въ Тверь и занялся сочиненіемъ противъ Буддея.
Іоасафъ ѣздилъ по порученію его въ Ригу за покупкою библіотеки
Ярмирковскаго '). Но у опальнаго Ѳеофилакта сердце чуяло не¬
доброе. Въ январѣ 1731 года Іоасафъ былъ у Ѳеофилакта.
Архіепископъ не могъ скрыть отъ него евоего безпокойства.
«Спать не могу, во снѣ пугаюсь и на яву всегда боюсь». «Чего
боитесь ваше преосвященство»—спросилъ Іоасафъ. «Боюсь, чтобъ
кто заочно не обнесъ Императрицѣ». Іоасафъ старался успокоить
его. Ѳеофилактъ отвѣчалъ: «знаю, что Императрица милостива;
только женское сердце пуще мужескаго».—Весной 1731 года Ѳео¬
филактъ посылалъ Іоасафа въ Москву хлопотать объ изданіи кни¬
ги противъ Буддея и просилъ его не сдѣлаться перекидчикомъ.
ІоасаФъ обѣщалъ, но потомъ предалъ своего архіерея. Въ раз- Ч Священникъ Симеонъ Ярмирковскій въ 1721 году взятъ изъ Москвы,
отъ Верховой воскресенской церкви въ С.-Петербургъ и опредѣленъ въ Цар¬
ское Село въ вотчину царицы Екатерины Алексѣевны; вскорѣ послѣ того
«за его искусство» переведенъ въ С.-Петербургъ протопопомъ къ успенской
церкви; отсюда переведенъ въ Ригу, гдѣ и скончался.