Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
466 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ нихъ же патріарховъ началась, а именно при Іосифѣ патріархѣ;
потому Ѳеофанъ, будучи у его величества въ респектѣ, о томъ
совѣтовалъ и регламентъ сочинилъ». Къ рѣчи о регламентѣ Іоа¬
сафъ замѣтилъ, что въ немъ все хорошо, за исключеніемъ одного,
что заключили монаховъ; да и власти, ежели поступать по регла¬
менту, не у чего быть, потому что напечатано, что кромѣ квасу
въ кельѣ ничего не держать, а велѣно ходить по вся дни за общую
трапезу. Лучше быть патріарху и дай Боже быть патріархомъ
нашему преосвященному». Бывши въ Твери изъ калязина монастыря въ 1727 году,
ІоасаФъ разсуждалъ съ Рѣшиловымъ о лютеранской вѣрѣ, а имен¬
но о не содержаніи постовъ, о непочитаніи иконъ и о исповѣданіи
православной церкви. Въ томъ разговорѣ они называли Ѳеофана
«лютеранскимъ защитникомъ и церемонитомъ». ІоасаФъ гово¬
рилъ такъ о немъ потому, что еще будучи въ невскомъ монасты¬
рѣ, въ 1726 году, имѣлъ компанію съ бывшимъ невскимъ намѣст¬
никомъ Варлаамомъ Голенковскимъ, да съ справщикомъ іеромо¬
нахомъ Варнавою, и* слыхалъ отъ нихъ въ разговорѣ, что Ѳео-
Фанъ содержитъ лютеранскую вѣру. Въ тоже время онъ бывалъ у
жившаго въ домѣ ѲеоФана, іеромонаха Симона Кохановскаго, и
Кохановскій въ разговорахъ съ нимъ разсуждалъ сходно съ лю¬
теранскимъ исповѣданіемъ: и оттого ему показалось, что Ѳео¬
фанъ такой-же вѣры, какъ оный Кохановскій.—Въ 1728 году,
когда юный императоръ Петръ II ѣхалъ въ Москву для корона¬
ціи, Ѳеофилактъ, отправляясь также въ Москву, былъ въ Твери,
и въ разговорѣ съ Іоасафомъ упоминалъ о книгахъ Стефана Явор¬
скаго, доставшихся ему послѣ смерти СтеФана. ІоасаФъ вспом¬
нилъ о Камнѣ Вѣры и просилъ у Ѳеофилакта прочитать ее. Ѳео¬
филактъ отвѣчалъ, что она скоро будетъ напечатана. «Другъ
мой И. А. Мусинъ-Пушкинъ старается о томъ неусыпно, а по
немъ князь Д. М. Голицынъ и прочіе». Вслѣдствіе этого разго¬
вора у Іоасафа съ Рѣшиловымъ опять пробудились надежды на
патріаршество Ѳеофилакта. Въ эту же бытность Ѳеофилакта въ Твери, Рѣгаиловъ пере¬
веденъ изъ Ракова ’) въ Клобуковъ монастырь игуменомъ. Послѣ 11) Въ бытность въ Раковѣ монастырѣ Рѣшиловъ вошелъ въ преступ-