Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
462 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ными и излишними прихотями и расходами, святая обитель во все¬
конечное пришла разореніе, а паче и въ барышничествѣ твоемъ
клобуковскихъ казенныхъ и собственныхъ твоихъ лошадей, че¬
го настоятелямъ дерзать не надлежитъ. И не токмо что самъ
ты и кумъ твой Суворовъ всякими вымыслами, для своихъ без¬
дѣльныхъ корыстей, священниковъ и церковнослужителей тиран-
ски мучите; но еще по сердцу своему избрали, для бездѣльнаго
своего сродства, введенскаго попа Тимоѳея, и безъ выбора того
города священниковъ самовольно опредѣлили въ старосты попов¬
скіе, который, подозрительный съ тобою въ свойствѣ, по уѣзду
ѣздилъ, а для чего и по какому указу, того не объявляетъ. И не
токмо священникамъ съ причетники чинитъ онъ, попъ Тимоѳей,
бѣды и разоренія, но въ монастырь пріѣзжая власти ругаетъ.
Паче же, что ты церковнымъ вещамъ касаешься, а именно: двѣ
чаши серебряныя, которыя для соединенія божественныя службы
построены, взялъ ты себѣ въ келью, а вмѣсто тѣхъ поставилъ
оловянныя; да и другія церковныя вещи забираешь себѣ въ ке¬
лью». Архіепископъ прощалъ ему эти вины, если онъ исправится.
«Если же опять на тебя будетъ какое доношеніе, то на тѣлѣ
твоемъ будетъ положеніе немалыхъ ранъ и изверженіе изъ игу¬
менскаго сана. Да ты-жъ, разверзши свое адское горло, при мно¬
гихъ знатныхъ особахъ кричишь, что въ Кашинѣ и въ уѣздѣ
всѣхъ поповъ разорю, и что взятки беру для того, что у меня у
всѣхъ глаза залѣплены и никого-де не боюсь». Письмо оканчи¬
валось собственноручною припискою Ѳеофилакта: «о семъ тебя
остерегаетъ ѲеоФилактъ, архіепископъ тверскій и кашинскій.
Марта 19, 1729 года». И такого-то человѣка Ѳеофилактъ при¬
нялъ въ довѣренность и держалъ подлѣ себя, когда видѣлъ на
каждомъ шагу измѣну. Рѣшиловъ сблизился съ другимъ лицомъ, которое также поль¬
зовалось довѣріемъ Ѳеофилакта; это былъ ужъ нѣсколько разъ
упомянутый нами калязинскій архимандритъ ІоасаФЪ Маевскій.
Онъ былъ изъ ученыхъ: въ кіевскихъ школахъ дошелъ до рето-
рики, слушалъ Ѳеофана, зналъ по латынѣ, но до философіи и бо¬
гословія не дошелъ. По выходѣ изъ школъ постриженъ въ мона¬
шество въ Польшѣ, въ марковомъ монастырѣ, при игуменѣ Ме-
летіѣ Чайковскомъ; въ 1714 или 1715 г. вызванъ былъ митро¬