Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 461 дѣялся, что Іосифъ будетъ ему полезенъ своею начитанностію и
знаніемъ разныхъ раскольническихъ толковъ; а до той поры мо¬
жетъ быть употребляемъ для обращенія раскольниковъ его епар¬
хіи. И во всемъ этомъ горько обманулся. Рѣшиловъ былъ человѣкъ пустой и продажный, грубый и
наглый проходимецъ, у котораго въ душѣ не осталось повидпмо-
му ни одного чистаго понятія, ни одного честнаго движенія. Онъ
въ грошъ не ставилъ монашество, хотя былъ іеромонахомъ; раз¬
вратничалъ съ крайнимъ безстыдствомъ; но гдѣ нужно было, пол¬
залъ и пресмыкался съ такимъ же крайнимъ самоуничиженіемъ.
Въ монастыряхъ (тверской епархіи), которыми онъ управлялъ
съ званіемъ игумена, онъ не возбуждалъ ничего, кромѣ ненависти,
своими притѣсненіями монаховъ и монастырскихъ крестьянъ, хищ¬
ничествомъ и поборами. Даже снисходительный къ нему ѲеоФИ-
лактъ долженъ былъ дѣлать ему иногда строгія внушенія и под¬
вергать его строгимъ взысканіямъ. «Посланъ ты — писалъ ему
преосвященный Ѳеофилактъ — во святую обитель (клобуковскую)
настоятелемъ въ такомъ надѣяніи, чтобъ ты въ началѣ самъ ис¬
правленъ былъ, также и врученное вамъ, какъ братію, такъ и
епархіальныя дѣла духовныя, по данной инструкціи, исправлялъ:
а нынѣ слышно намъ не только отъ тамошнихъ жителей, но и
отъ многихъ постороннихъ людей, что житіе и поступки имѣешь
ты весьма не добрые и правиламъ св. апостолъ и св. отецъ про¬
тивные, а именно: пріѣхавъ ты въ клобуковъ монастырь и вшедъ
въ св. церковь, изъ алтаря въ царскія двери въ мантіи входъ и
выходъ имѣлъ, чего во всей Россіи и притомъ никому не дано,
кромѣ высшихъ степеней архимандритовъ, а не всѣмъ архиман¬
дритамъ, о чемъ и въ настольной грамотѣ сего дерзать не велѣ¬
но. Также въ церковь не ходишь, только въ воскресные дни, и
для того своего выхода приказываешь, чтобы звонъ былъ и безъ
звону не ходишь; а въ поліелейные дни праздновать не велишь и
звонъ по церковному уставу воспрещаешь; а когда служишь—
и въ томъ служеніи діаконовъ не токмо руками бьешь, но и слу¬
жебникомъ въ нихъ бросаешь. А издревле въ оной обители чи¬
тали на повечеріи по три канона съ акаѳистомъ: ты оставилъ. О
святой обители никакого радѣнія не имѣешь, только по своимъ
прихотямъ все старое переламываешь; отчего, за вашими бездѣль¬