Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И КГО ВРЕМЯ. 37 Чрезъ Малороссію вліяніе ГІольши и католичества проникало
и въ Восточную Россію. До XVIII столѣтія русская церковь бла¬
гопріятнѣе смотрѣла на лютеранство, нежели на католичество;
но съ этого времени начинается поворотъ въ пользу католиче¬
ства. Камень віьры былъ рѣшительнымъ выраженіемъ этого по¬
ворота въ пользу католичества. ѲеоФапу Прокоповичу не правилась ни іезуитская наука
въ схоластическомъ богословіи, ни католическая обрядность въ цер-
» навномъ богослуженіи и церковной практикѣ. Сдѣлавшись про¬
фессоромъ богословія, онъ выбралъ себѣ образцами не схоласти¬
ческія Суммы (8ишта Іѣеоіоціае), а лютеранскія догматики Ге¬
рарда, Голлазія, Квенштедта и другихъ, и проложилъ новую тропу'
русскому богословію. Уроки его идутъ свѣтлой полосой въ продол¬
женіе всего XVIII вѣка въ нашихъ высшихъ училищахъ —кіев¬
ской п московской академіяхъ. Тамъ и здѣсь скрещиваются и бо¬
ря тся два метода и два направленія — схоластическое и Ѳеофа¬
ново и послѣднее, наконецъ, беретъ перевѣсъ. Его система во¬
шла въ общее употребленіе въ школахъ, хотя, разумѣется, не
могла совершенно подавить схоластики. Но мы не будемъ забѣ¬
гать впередъ событій. Сказаннаго нами довольно для того, чтобы понять, какъ от¬
носились между собою Ѳеофанъ и московскіе ученые. Только что ѲеоФанъ пріѣхалъ въ С. Петербургъ, какъ
въ Москвѣ составили противъ него протестъ, съ обличеніемъ
въ неправославіи и съ очевидною цѣлію воспрепятствовать ему
получить епископское достоинство. Государь въ ту пору былъ еще
заграницей; притомъ же ничего оффиціальнаго о назначеніиѲео- ся въ невскій монастырь. Проживши года съ два, онъ ушолъ вторично безъ
паспорта и, прошедши черезъ Великіе Луки и черезъ Польшу, жилъ за Кіе¬
вомъ въ бермацкомъ и другихъ монастыряхъ; въ 1725 году пріѣхалъ въ Москву
и жилъ нѣсколько времени въ богоявленскомъ монастырѣ, а въ 1726 году по-
шолъ въ О. Петербургъ для доноса о церковныхъ дѣлахъ, но, какъ безпаспорт¬
ный, взятъ на заставѣ и отправленъ въ Тіунскую избу; вмѣстѣ съ нимъ взятъ
былъ пукъ писемъ, относящихся къ его протесту. Макарій хотѣлъ было убѣ¬
жать, по былъ схваченъ и отправленъ въ спасокаменный монастырь. Здѣсь
онъ сказалъ за собой государево дѣло; но какъ его показаніе оказалось не-
имѣющимъ важности, то Тайная канцелярія препроводила его въ Сѵнодъ для
посылки въ какой нибудъ дальній монастырь. Сѵнодъ отправилъ его (1 янв.
1732 г.) въ якутскій спасеній монастырь.