Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
II ЕГО ВРЕМЯ. 455 въ томъ ты не повинишься, а ясно тебѣ о нареканіяхъ твоихъ
докажутъ, какому осужденію повинна себя нынѣ представляешь?
(Здѣсь же помнить надлежитъ о написанномъ въ большой залѣ
потолокѣ, о маскаратѣ и о комедіяхъ; тако-жъ домогаться, чтобъ
показалъ, въ какой силѣ писана извѣстная книжица О правле¬
ніи, царствъ п гдѣ она нынѣ; а о той книгѣ, упоминается въ пер¬
выхъ допросахъ въ 7-мъ пунктѣ). 2) О исправленіи упомяну¬
тыхъ обычаевъ (которое по вашему мудрованію потребно и нуж¬
но есть), что ты разсуждалъ н какихъ способовъ пріискивалъ, іі
съ кѣмъ то дѣлалъ, и что вамъ лучшее къ сему показалось, и
каковымъ словеснымъ или письменнымъ увѣщаніемъ ея импера¬
торское величество отъ оныхъ обычаевъ наряжался ты отводить,
и съ кѣмъ и отъ кого, и гдѣ письмо отъ васъ къ дѣлу сему со¬
чиненное? 4) Угодно къ сему, кажется, выбрать нѣкія рѣчи изъ
трехъ, четырехъ пли и больше мѣстъ новоподиетнаго пасквиль¬
наго письма, и ему прочитуя спрашивать, когда онъ и гдѣ и отъ
кого таковыя рѣчи слышалъ или чёлъ, да и самъ оныхъ не пи¬
салъ ли»? Это—допросные пункты Аврамову о подметномъ письмѣ. Но
еще некончеинымъ оставалось иверское слѣдствіе. Черезъ два дня
послѣ тѣхъ пунктовъ, именно 6 ноября, ѲеоФанъ представилъ въ
Кабинетъ свое мнѣніе по дѣлу иверскаго слѣдствія и составлен¬
ныхъ по нему въ Кабинетѣ вопросовъ Аврамову * 1). х) «Присланныя ко мнѣ сего ноября 3 дня отъ вашего сіятельства до¬
просныя рѣчи прочелъ и, для скорѣйшаго примѣченныхъ важностей взыска¬
нія, русскими числами означилъ я, и оныя къ сіятельству вашему возвратно
при семъ отсылаю, предлагая мое мнѣніе, каково мнѣ отъ разсужденія упо¬
мянутыхъ рѣчей произошло, въ слѣдующихъ пунктахъ, а именно: 1) Если не было запрещенія архимандриту, монахамъ, служителямъ, а
наипаче караульнымъ о содержаніи арестанта наединѣ и о подаваніи ему
бумаги и чернила: то не вижу я за приходившими и служившими ему великаго
подозрѣнія, понеже въ таковой свободѣ могли приходить разныя лица и безъ
лукаваго умысла. Л если все то запрещено было: то хотя архимандритъ преж¬
ній (Филаретъ), яко старый и головную болѣзнь (для которой и отъ архиман-
дріи отпросился) терпящій, и не много виноватъ, но не безъ подозрѣнія про¬
чіе, паче же начальнѣйшіе монахи; ибо, презрѣвъ указъ, разными запрещен¬
ными способами тако причинному человѣку служить никто бы не посмѣлъ,
развѣ какимъ-нибудь образомъ самъ собою или изъ стороны преклоненъ на то;
наипаче, что многіе изъ монашескаго и мірскаго чина различно требованіямъ
арестанта угождали. Да и нѣкія дѣйствія ихъ собственному разсужденію под¬