Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
448 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ —а чего жъ ради не положилъ еси, всескверный Лютере, плодовъ
достойныхъ покаянія, еже есть поста, милостыни, умерщвленія
тѣла, бдѣнія, молитвъ?». «Еще же и сіе вѣдати подобаетъ—говоритъ проповѣдникъ—
что безъ благодати Божіей не можемъ не точію жалѣти и еокруша-
тися сердцемъ о своихъ грѣсѣхъ, и не точію не можемъ престати и
возненавидѣти любимаго намъ грѣха; но ниже познати, ниже видѣти
его можемъ тако, яко же знати и видѣти подобаетъ». «Сіе ученіе
— писалъ Маркеллъ — прямое лютеранское и кальвинское, паче
же бѣсовское; ибо благодать Божія выну дѣйствуетъ съ произ¬
воленіемъ нашимъ, его же и требуетъ весьма отъ насъ. Того ради
не всякому духу вѣрити подобаетъ, но пскушати, яко же сего учи¬
теля лестча и мерзка еретика».—Противъ заглавія другаго слова,
въ которомъ сказано, что оно проповѣдано іеромонахомъ Симо¬
номъ, Маркеллъ написалъ: «еретикомъ; ибо и сіе слово все склон¬
ное ко мнѣнію и ученію еретическому, и по своему мнѣнію- сложен¬
ное, а не утвержденное истинными истолкователями св. писанія,
отцами святыми» ’). 5) Допросы РодышевскагО о предикахъ Кохановскаго. По показаніямъ греческаго учителя Яковлева, Тайная канце¬
лярія приказала взять изъ кириллова монастыря, для допросовъ,
Родышевскаго. Это было въ зимнюю пору—въ декабрѣ мѣсяцѣ.
Ни у него, ни у посланныхъ солдатъ, не было теплой одежды.
Тамошній архимандритъ Ѳеофилактъ сжалился надъ ними и далъ
имъ четыре шубы. Декабря 8 Родышевскій прибылъ въ С.-Пе¬
тербургъ. На допросѣ о предикахъ Кохановскаго Родышевскій пока¬
залъ, что эту книгу видѣлъ онъ въ бытность въ Симоновѣ мона¬
стырѣ, а отъ кого и когда онъ получилъ ее, того онъ не помнитъ;
потому что, по риторской ихъ наукѣ, до держанья его Родышев- 1) О Кохановскомъ см. также у Пекарскаго: Наука и Литература при Пе¬
трѣ. Ч. I, стр. 218. 492 — 493.