Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 447 порабощати плоть духу, помощіею Божіею обѣщался, да пе како,
инымъ проповѣдуя, самъ исключимъ буду». 15 мая онъ подалъ
другое доиошеніе, въ которомъ просилъ распоряженія о высылкѣ
ему собственныхъ его изъ Петербурга денегъ на прокормленіе:
«плоть окаянная ясти и пити хощетъ; а иногда и подкрѣпился бы
отъ скуки, да не на що, а щи монастырскіе уже гораздо иадо-
кучили. Отъ долгой нужды и печали и бывшая болѣзнь моя петер¬
бургская паки обновляется и конецъ житія моего, по моему раз¬
сужденію, не далече. Помилуйте меня бѣднаго, ради Христа не¬
беснаго, и простите мнѣ всякое согрѣшеніе, да и сами обрящете
милость въ день праведнаго суда». 8 іюля въ св. Сѵнодѣ состоя¬
лось опредѣленіе, чтобъ его отъ проповѣди'слова Божія отрѣшить
и, вину его и отпущеніе ему сказавъ, отослать на обѣщаніе
въ Кіевъ '). Въ тетради, найденной у Яковлева, переписаны были двѣ
проповѣди Кохановскаго, съ примѣчаніями на поляхъ Родышев-
скаго. «Аще тать — сказано въ первой проповѣди Кохановскаго
(о званіи Божіемъ общемъ) — или хищникъ, или лихоимецъ, или
какой нибудь неправедный пріобрѣтатель возвратитъ обиженному
неправедно взятое: то не надобѣ о томъ много и жалѣти и сокру-
шатися, не надобѣ о томъ долго молитиея и поститися, не надобѣ
много теряти ни свѣчь, ни кадила, не надобѣ и поповъ трудити
частымъ водосвятіемъ, понеже то грѣхъ зѣло короткій и весьма
скоро можно разрѣшати: возврати или удовлетвори обиженному,
чѣмъ еси обидѣлъ, и чистъ сталъ отъ грѣха». «Зри—пишетъ
Родышевскій — что отрекаетъ еретикъ сей кознодѣя. Только от-
дати велитъ лжеучитель, а за похищеніе и обиду наказанія духов¬
наго никоего не полагаетъ. Не довлѣетъ бо токмо отдати или
престати отъ зла, но должно благотворити весьма, еже есть эпи-
тиміею». «Покаянія часть наибольшая и наисильнѣйшая — говоритъ
проповѣдникъ — прошеніе милостиваго прощенія у Бога и упова¬
ніе съ несомнѣнною вѣрою на Христа, что Богъ, ради смер¬
ти Христа Сына своего, прощаетъ намъ вся наша согрѣшенія».
«Упованіе по -лютеранскому кладетъ — возражаетъ Маркеллъ; 1) Дѣла Архива св. Сгнода, 1722 г. № 458.