Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
442 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Иса 'ш и нѣкоторыя историческія отрывочныя свѣденія; а на чет¬
вертомъ листѣ написано, что «ЛюциФеровыхъ учениковъ и учи¬
лища его Фамиліи- св. Августинъ изобразуетъ глаголя: сицеви
суть надымающіи брови, иапыщеіш сердцемъ, возвышеиныя иму¬
ще перси, нспреклошіін выею, иже земли убо стопами ножны¬
ми касаются, всѣмъ же мѣщутся тѣломъ и тщеславятся, впредь
поступаютъ, вспять же выю/обращающе; вверхъ смотрятъ, на
землю же ни воззрѣти могутъ, акп болѣзни нѣкоей, выю ихъ
остержевающей и непреклониу творящей». А подъ тѣмъ написано
о тучнѣйшемъ сгомахѣ и роскошномъ человѣческомъ житіи. «Что
весьма достохвальное есть наставленіе—замѣчаетъ ѲеоФаиъ—
только куды оно намѣрено—не къ одному ли концу съ Александ¬
ромъ Яковлевымъ*? Но самыя важныя бумаги отнесены къ третьему разряду, имен¬
но: «повѣсть о юношѣ, называемомъ премудромъ, который заграж-
даше уста препирательными словесы и никто же смѣяпіе съ нимъ
спиратися. И какъ оный юноша пришедъ къ блаженному Епші>а-
нію и нача препиратися, и потомъ-де тотъ юноша иача трепетати и
скрежетати зубы и пѣняся и потомъ-де рече, что онъ въ Оригенѣ
глаголавый». «А въ извѣстномъ подметномъ письмѣ — Ѳеофана,
архіепископа новгородскаго, клеветникъ нарнцаетъ Оригеиовымъ
велеречіемъ». У Яковлева спросили: гдѣ слышалъ эту повѣсть? Не
помнитъ.—«Повѣсть о спасительной тонѣ, бывшей |у царя Ма-
нуила и что оный царь за наказаніе злодѣявшаго іерея зѣло отъ
Бога наказанъ былъ, съ выговоромъ, дабы онъ духовныхъ судить
не дерзалъ». «А сія Фабула свойственную надъ всѣми царскую
власть разрушаетъ и клонитъ къ народной смутѣ». У Яковлева
спросили: гдѣ взялъ повѣсть о спасительной иконѣ? Списалъ у
Барсова. Допросили Барсова: для чего держалъ у себя и потомъ
далъ Яковлеву эту повѣсть? Барсовъ показалъ, что держалъ у
себя для любопытства; а когда и для чего отдалъ Яковлеву —
не помнитъ.—«Тетрадь о дѣяніи, бывшемъ въ Константинополѣ,
отъ четырехъ патріарховъ и иныхъ многихъ архіереевъ, о постав¬
леніи въ Москву патріарха». «Дѣяніе показуетъ, будто Москвѣ
нельзя быть безъ патріарха. И кажется сіе напряжено, яко угод¬
ное орудіе къ народному смущенію и съ парекапіемъ письма под¬
метнаго сходно. И долженъ же учитель сей показать, буде не самъ