Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
и кго время. 35 которыми они проникнуты были во время своего образованія:
— тѣмъ не меньше должно сознаться, что не всѣ они сохрани¬
ли чистоту евоего ученія, что нѣкоторые изъ нихъ прониклись
духомъ католичества, увлеклись его учрежденіями, обрядами,
обычаями и даже усвоили понятія, не совсѣмъ согласныя съ пра¬
вославнымъ догматомъ. Стоитъ припомнить смятенія, которыя
волновали русскую церковь въ послѣдней половинѣ XVII столѣтія,
при патріархахъ Іоакимѣ и Адріанѣ, споры между Лихудами и
яхъ противниками — Сильвестромъ Медвѣдевымъ, Гавріиломъ
Донецкимъ и другими, о пресуществленіи Евхаристіи, чтобы при¬
знать истину нашихъ словъ. Явленіе это весьма понятно и весьма естественно. Какъ ни
велика была въ русскихъ преданность къ церкви, но, при недо¬
статкѣ ученаго богословскаго образованія и яснаго знанія всѣхъ
пунктовъ прав. ученія, трудно было уберечься отъ вліянія не¬
православныхъ понятій, особливо въ такихъ пунктахъ, которые
не выдавались въ рѣзкой противоположности съ православнымъ
ученіемъ. Съ другой стороны іезуиты увлекали русскихъ, указы¬
вая имъ на общаго врага въ протестанствѣ и отвлекая ихъ вни¬
маніе отъ собственнаго несогласія съ восточною церковію. Поэтому нѣтъ ничего удивительнаго, что люди, самые благо¬
намѣренные и преданные своей церкви, незамѣтно пропитавшись
духомъ католичества, заносили его съ собою въ русскія училища
и въ русскую церковь. Не говоримъ о томъ, что они заводили по¬
рядки въ школахъ по образцу іезуитскихъ училищъ и въ препо¬
даваніе богословія ввели католическую схоластику; въ самое бо¬
гословское ученіе внесены были понятія, чуждыя православной
церкви. То, что мы сказали вообще объ ученыхъ, получившихъ
образованіе въ іезуитскихъ школахъ, можетъ быть примѣнено и
къ дѣйствующимъ лицамъ въ нашемъ разсказѣ. Мы не смѣемъ
заподозривать ни ихъ преданности церкви, ни желанія соблюсти
ученіе ея во всей чистотѣ и неприкосновенности; но хотимъ ска¬
зать только, что, при недостаточномъ состояніи русской богослов¬
ской науки, они не могли совершенно отрѣшиться отъ того бо¬
гословія, которое слушали у іезуитовъ, которому учились въ поль¬
скихъ школахъ1). Само собою разумѣется, что іезуиты были очень ц Авторъ Молотка на Камень вѣры пишетъ о Стефанѣ Яворскомъ, что 3*