Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
430 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ римскому, пишетъ слѣдующее: «не исповѣмъ—рече—что въ Россіи
случалось мнѣ и съ премудрѣйшими не малое число имѣть бесѣды,
между которыми едва одного могъ бы я познать, что католикамъ
онъ весьма противенъ. Мудріи греки не гнушаются латинами, но
еще священнослуженія ихъ почитаютъ; яко же когда и самую я
отправлялъ святую литургію въ великомъ монастырѣ троицкомъ:
тогда тамо благоговѣйнѣйше предстоялъ архимандритъ со многи¬
ми; о чемъ тысящекратно свидѣтельствовать буду». Не сумнѣ-
ваемся, что Рибейра какъ сіе, такъ и сего больше, по народамъ
трубить хощетъ, понеже то таковымъ мотамъ обычно и свой¬
ственно; только же и то намъ не сумнительно, что у благоразсуд-
ныхъ людей лживецъ сей нигдѣ себѣ вѣроятія не получитъ. Кто
бо толь безстыдныхъ вракъ не поплюетъ? Подлинно се не рядо¬
вое вранье». Бъ заключеніе своего разбора Ѳеофанъ пишетъ: «и
тако но моему извѣстію является, что Рибейра своимъ или чужимъ
намѣреніемъ, подъ видомъ доброхотной къ исповѣданію нашему
защиты,* насѣялъ многое число вредныхъ плевелъ, къ раздраже¬
нію иностранныхъ народовъ на россійскій народъ и къ междо¬
усобной внутренней въ народѣ россійскомъ смутѣ. Приходитъ же
мнѣ на мысль, что въ прежніе многіе годы, начиная съ 1700,
въ Италіи и въ другихъ иноземныхъ странахъ, іезуиты и прочіе
католическіе духовные учители, разсѣевали непрестанно вѣдомо¬
сти, будто бы блаженныя памяти государь императоръ Петръ І-й
принимаетъ или принялъ съ римскою церковію соединеніе; и лож¬
нымъ тѣмъ слухомъ какъ греческимъ, такъ и русскимъ восточ¬
наго исповѣданія, людямъ не малое чинили въ вѣрѣ сумнительство.
- Сіе же воспоминая, не могу не имѣть подозрѣнія, что пе къ то¬
му же ли намѣренію и рибейровы въ сей книжицѣ лжесоставныя
объявленія устроены» ’)? До 1734 года оба архимандрита, Евфішій и Платонъ, счита¬
лись еще сѵнодальными членами и, по указу Верховнаго Тайнаго
Совѣта (1726) о членахъ неприсутствующихъ, получая половину
своего штатнаго жалованья, были кое-какъ обезпечены въ необ¬
ходимыхъ нуждахъ. Но въ 1734 году Сѵнодъ назначилъ въ мо- г) Отзывъ ѲеоФана о книгѣ доминиканца Рибейры напечатанъ въ Рѣши-
ловскомг дѣлѣ, Спб. 1861 г. Приложенія, стр. 17—31.