Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
426 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ скопа Ѳеофана Адамъ и ту книгу силой у него Аѳанасія отнялъ».
Это было первое показаніе Аѳанасія. Послѣ онъ сознался, что
самъ передалъ книгу Ѳеофану. Евѳимій принималъ участіе въ переврдѣ книги на русскій
языкъ; но ѲеоФанъ полагалъ, что самое (будто-бы вѣнское) из¬
даніе было русскаго происхожденія. Онъ догадывался, что книга
издана въ Россіи и притомъ послѣ отъѣзда Рибейры изъ Россіи,
т. е. послѣ 1730 года. На первыхъ допросахъ у Евѳимія спрашивали: съ кѣмъ изъ
чужестранныхъ министровъ и другихъ чужестранцевъ онъ имѣлъ
обхожденіе и дружбу и по какому побужденію переводилъ книгу
доминиканца Рибейры? Евѳимій отвѣчалъ уклончиво, что у него
бывалъ только гиніпанскій министръ Дукъ Делирій дважды, а
съ нимъ были изъ чужестранцевъ три или четыре человѣка, а кто
они были—не знаетъ; но слуга его сказалъ прямо, что съ Дукомъ
были секретарь его и патеръ Рибейра, которые, кромѣ того, и
одни прихаживали къ нему много разъ. «О переводѣ оной книги
была ему просьба какъ отъ Рибейры, такъ и отъ чудовскаго
архимандрита Ѳеофила Кролика. Евѳимій въ ту пору спрашивалъ
у Кролика о Рибейрѣ: что это за человѣкъ? Кроликъ отвѣчалъ,
что онъ и самъ не знаетъ, но что онъ принесъ показать книгу
Буддея противъ Камня Вѣры, напечатанную въ Іенѣ на латин¬
скомъ языкѣ. При этомъ онъ спрашивалъ у Евѳимія: знаетъ ли
онъ въ Іенѣ профессора Буддея? Евѳимій отвѣчалъ, что видалъ
его въ саксонскомъ городѣ Але, только знакомъ съ нимъ не былъ.
Послѣ того Рибейра спросилъ: знаетъ ли Буддей русскій языкъ?
Евѳимій отвѣчалъ, что не знаетъ. Въ свою очередь онъ спросилъ
у Рибейры: гдѣ онъ взялъ Буддееву книгу? Рибейра сказалъ, что
купилъ въ Москвѣ въ Нѣмецкой слободѣ и, оставивши Евѳи-
мію свой экземпляръ для прочтенія, просилъ возвратить поско¬
рѣе, потому что онъ сочиняетъ въ отвѣтъ этому Буддею пунк¬
ты. Послѣ того, пришедши къ нему, принесъ съ собою двѣ те¬
тради, написанныя на латинскомъ языкѣ противъ Буддея и про¬
силъ его Евѳимія, чтебы приказалъ перевесть на русскій языкъ.
Евѳимій отдалъ ихъ для перевода священнику церкви сорока му¬
чениковъ, а тотъ пріискалъ къ себѣ въ товарищи ученика Кра¬
сильникова и іеродіакона Скрыпицына, съ которыми они обще и