Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
424 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ вожденія грековъ изъ-подъ турецкаго ига, и то все сущее плу¬
товство». 7 іюля 1732 года, по докладу Тайной канцеляріи, со¬
стоялся высочайшій указъ: «онаго Серафима за то, что онъ по слѣд¬
ствію признанъ нынѣ къ шпіонству и къ немалому плутовству,
послать въ Сибирь въ охотскій острогъ». Серафимъ, для нашего изслѣдованія, лицо стороннее и слу¬
чайное. Но процессъ его открылъ глаза ѲеоФанѵ на его ближай¬
шихъ недоброжелателей, обнаружилъ побужденія, которыми ру¬
ководствовался Евѳимій Коллети, вступая въ связь съ Рибейрой.
Виновникомъ этого открытія былъ Гелладій. Оправдывая грековъ
въ томъ, что они не принимаютъ изданій Новаго Завѣта на народ¬
номъ языкѣ, Гелладій разсматриваетъ всѣ три изданія — женев¬
ское, лондонское и галльское и, перечисляя различные недостатки
ихъ, говоритъ, что женевскій издатель (Максимъ Каллиполитанскій)
не зналъ греческаго языка; лондонскій (Серафимъ) предпослалъ,
тексту предисловіе, оскорбительное для константинопольскаго па¬
тріарха и греческихъ епископовъ; наконецъ галльскій (Франкій)
присоединилъ къ тексту примѣчанія или комментаріи дона Ливерія
Коллети, при недостаточномъ знаніи греческаго языка, направ¬
ленныя въ пользу католичества. Кто такой донъ ..Тиверіи Коллети? Откуда это — донъ — у
грека? Откуда эта Фамилія не греческая? Ливерій и не видывалъ
Греціи, совершенно не знаетъ греческаго языка, не умѣетъ даже
своего имени подписать правильно. Еп ѣіЪі Стаесит зсіИсеі, диі
пе фіійет потеп зиит зсгіЬеге поѵіі. СопзШ і§ііиг, Соііеіит
позігит поп зоіит іп Ііаііа еі паіит еі ейисаідіт іиіззе, ѵегит
пес Іітііез ^шс^ет Ѳгаесіае, пейит АНіепаз ѵібіззе. Ясно, что
нашъ Коллети нетолько родился и воспитывался въ Италіи, но
никогда не видалъ береговъ Греціи и Аѳинъ. У него всѣ обычаи
католическіе. Опъ наполнилъ домовую церковь графа Платона Му¬
сина-Пушкина рѣзными образами, такъ что князь вынужденъ былъ
замѣтить ему, что это римскій обычай, противный Церкви пра¬
вославной. Этотъ же князь говорилъ ему, чтобы онъ, входя въ цер¬
ковь, не становился на колѣни предъ престоломъ, сложивши руки
на груди по католически, и грозилъ удалить изъ своего дома, ес¬
ли онъ не оставитъ этого обычая. Но Коллети не могъ скоро от¬
стать отъ стараго обычая и постоянно возвращался къ нему.