Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
420 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ ѳодій, митрополитъ ѳессалоникскій, съ такими же предложеніями,
которыя сдѣлалъ на публичной аудіенціи въ домѣ графа Головина,
въ присутствіи Головкина, Зотова, Мусина-Пушкина и митропо¬
лита Стефана и получилъ тотъ же отвѣтъ». Въ эту бытность въ Москвѣ Государь спрашивалъ у. него
чрезъ Стефана: надобно ли перекрещивать лютеро-Кальвиновъ или
нѣтъ? «Мое мнѣніе о семъ не сильно—отвѣчалъ Серафимъ—но есть
въ канонахъ вселенскаго собора 3-го еФесскаго: которыхъ на¬
добно окрещивать и которыхъ не надобно» («не еФесскаго—замѣ¬
тилъ Ѳеофанъ — и не 3-го, но 2-го вселенскаго, который былъ
въ Константинополѣ»). Въ другой разъ онъ предлагалъ о способѣ
обращенія идолопоклонниковъ подъ державою его величества и
получилъ отвѣтъ: «надо поговорить съ Рязанскимъ». Наконецъ—
третій случай — вручилъ его величеству апологію эѳіопскаго
императора Давида, напечатанную въ Парижѣ на латинскомъ и
еѳіопскомъ языкахъ: Государь отдалъ ее Рязанскому для пере¬
вода. . Серафимъ нажилъ себѣ въ Москвѣ хорошее состояніе. «Ні
епіт Ьотіпез (Мозсоѵііае)—пишетъ Гелладій — «пітіат оЪ
атогет, ^ио Сгаесоз р^озе^ииЩи^, 1аг§іоза еіеутозіпа Ікуиз-
тойі Ьотіпез опеіаге зоіепі». Онъ просилъ себѣ у Государя гре¬
ческій монастырь въ Москвѣ, но за военными походами Государю
некогда было войти въ его дѣло. Этимъ не кончились сношенія его съ Россіей. «Въ 1714 го¬
ду— продолжаетъ онъ—посланы мы были въ Европу и Эѳіопію,
больше сорока человѣкъ, ко всѣмъ потентатамъ европейскимъ и
эѳіопскимъ, о союзной единодушной компаніи грековъ, а я чрезъ
Средиземное море въ острова Циклады и Спорады, въ чинѣ экзар¬
ха, для расположенія дани и распоряженія союзниковъ, какъ имъ
надо поступать, чтобы не впасть въ подозрѣніе у турковъ; оттуда
въ Пелоппонесъ, изъ Пелоппонеса въ 1715 году въ Венецію. И
предлагалъ я въ Сенатѣ, чрезъ канцлера венеціанскаго, о клятвѣ
патріарха константинопольскаго на грековъ, которые вступаютъ
въ венеціанскую службу, что онъ то учинилъ не отъ собственнаго
произволенія, но принужденъ былъ то писать по приказу визир-
скому, подъ страхомъ смерти. Предлагалъ также о корабельщи¬
кахъ острововъ, которые охотно желаютъ служить республикѣ;