Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
418 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ въ діаконы и оставили въ патріаршей школѣ. Но онъ оставался
тамъ недолго. Въ концѣ 169 5 года константинопольскій патріархъ
Каллиникъ отправилъ отъ себя посольство въ Москву къ Госу¬
дарю съ поздравленіемъ по случаю взятія Азова. Серафимъ на¬
значенъ былъ въ это посольство въ качествѣ секретаря. Впрочемъ
Гелладій передаетъ это нѣсколько иначе. Онъ говоритъ, что Се¬
рафимъ укралъ патріаршую печать и, сдѣлавши съ нея снимокъ,
при помощи ея написалъ себѣ нѣсколько Фальшивыхъ рекоменда¬
цій и отправился съ ними въ Москву. Съ помощію той же печати
онъ выдалъ себя за священника, тогда какъ не имѣлъ никакого
церковнаго сана; но владѣя этой печатью, онъ могъ выдать себя
не только за священника, но даже за митрополита. Въ Москвѣ онъ представлялся Государю и патріарху. Но
какъ Государь отправлялся вслѣдъ за тѣмъ за границу, то, по
рекомендаціи патріаршей, взялъ и его съ собою. Въ Нарвѣ
Серафимъ заболѣлъ и отсталъ отъ государевой свиты; но, выз¬
доровѣвши, настигъ ее въ Амстердамѣ. Изъ Амстердама, вмѣс¬
тѣ съ государевой свитой, прибылъ въ Англію, гдѣ и продол¬
жалъ свое образованіе. Года черезъ полтора онъ вернулся въ
Константинополь. Но бродячая жизнь уже вошла въ его кровь.
Черезъ полгода онъ отправился въ Венецію «видѣть тамош¬
нія академіи», изъ Венеціи во Францію, Лузитанію и наконецъ
опять въ Англію, гдѣ пробылъ около пяти лѣтъ. Въ эту-то
бытность въ, Англіи онъ и издалъ Новый Завѣтъ. «А то изда¬
ніе— показывалъ онъ — не я своею волею зачиналъ, но по со¬
вѣту архіепископа Филиппополитанскаго Неофита, бывшаго тог¬
да въ Англіи. Въ 1702 году, когда Неофитъ привелъ меня къ
архіепископу кентерберійскому, чтобы я увидѣлъ короля Виль¬
гельма, на престолѣ сидящаго (которое его засѣданіе было уже
послѣднее), въ то время тамъ же, въ парламентѣ въ верхней
палатѣ, ожидая королевскаго прибытія, говорилъ мнѣ архіепис¬
копъ кентерберійскій, что много должны англичане грекамъ, по¬
тому что отъ нихъ и науку и вѣру приняли; того ради въ семъ
времени въ бѣдности, въ которой греки обрѣтаются, должны вза¬
имно мы имъ дать хотя Слово Божіе, которое отъ нихъ мы взяли,
на собственномъ ихъ языкѣ. И такъ мы его благодарили; а Нео¬
фитъ сказалъ мнѣ, что за тобою теперь дѣла никакого нѣтъ, мо¬