Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 411 прошло уже четырнадцать лѣтъ), въ которыхъ письмахъ папа имъ
извѣствуетъ, что за ними у цесаря вкладается онъ, только бы
они приняли римскую его вѣру. Се же князь Каптакузинъ предла¬
галъ для того, чтобъ симъ ея величество преклонилась на милосердіе
къ иему. И я ему совѣтовалъ, дабы просилъ о ходатайствѣ отца архи¬
мандрита троицкаго и тыя-жъ бы письма ему показалъ: что опъ и
учинилъ. А потомъ, недѣлю спустя, пришедъко мнѣ помянутый по¬
сланникъ гишпанскій прощаться на путь свой, сказалъ: въ дому-де
ея императорскаго величества говорятъ, будто отъ папы римскаго,
чрезъ его посланииковы руки, подано письмо къ ѲеоФану архіерею,
о прельщеніи Руси на унію: и то-де произошло отъ князя Кантаку-
зина. Узналъ я, каковымъ то погрѣшеніемъ, съ вышеномянутой
повѣсти на новую ложную вѣдомость передѣлалось и помысливъ,
не отецъ ли архимадритъ троицкій такъ ошибся, объявилъ я о
томъ архіерею нижегородскому, прося его, дабы отцу архиман¬
дриту троицкому дѣло оное объяснилъ, оберегая его отъ вящ-
шаго погрѣшенія, буде онъ ошибся. Но архіерей оный, возвра¬
тясь ко мнѣ, сказалъ, чего и разумѣть нельзя 1)». Стало быть еще въ бытность въ Москвѣ Дюка Лнрійскаго,
въ 1731 году, уже'ходила молва о письмѣ папы къ ѲеоФану.
Ѳеофанъ объяснялъ эту молву тѣмъ, что ему приписали письмо,
писанное папою къ Каитакузину, въ которомъ онъ принималъ
участіе. Замѣчательно, что и годъ подметнаго письма 1718-й
очень близокъ къ тому же письму папы. Весьма вѣроятно, что этою
молвою и воспользовался сочинитель подметнаго письма. Но для
насъ, кромѣ того, важно то положеніе, которое принялъ въ немъ
Варлаамъ. Когда Питиримъ, по порученію ѲеоФана, приходилъ
къ нему за объясненіемъ, то Варлаамъ «сказалъ, чего и разумѣть
нельзя». Вѣроятно, Варлаамъ былъ уже на сторонѣ молвы о пись¬
мѣ отъ папы къ ѲеоФану. Содержаніе пасквиля было такъ обширно, что обхваты¬
вало почти всю петровскую реформу открытымъ порицаніемъ или
косвенными намеками; но особенно рельефно выражалось со¬
жалѣніе о патріаршествѣ, съ уничтоженіемъ котораго, по мнѣ- х) Государетв. арх. Дѣла Волконскаго, каре. VIII (св. II. № 5, л. 140).