Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
32 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ московскій архіепискомъ Амвросій Зертисъ-Каменскій') которые
увѣрены были, что въ Россіи скрыто золотое руно, и что только
иноземцы обладаютъ тайною, какъ отыскать его. Въ самомъ дѣлѣ нельзя не сознаться, что изъ нашихъ сѣверо-
восточныхъ школъ не много вышло людей, на которыхъ бы можно
было указать съ такою же гордостью, какъ кіевскія школы ука¬
зываютъ на Стефана Яворскаго, Ѳеофилакта Лопатинскаго, Ѳео¬
фана Прокоповича, Симона Тодорскаго, Арсенія Маціевича,
Георгія Конисскаго и многихъ другихъ. А передовые ведутъ
за собою свое поколѣніе. Поэтому многія явленія церковноисто¬
рической жизни XVIII столѣтія имѣли бы другой видъ, если
бы на передовыхъ мѣстахъ были больше образованные люди, и
въ церковномъ управленіи, можетъ быть, развилось бы болѣе са¬
мостоятельности и болѣе, достоинства, если бы лица, стоявшія
въ челѣ его, имѣли болѣе внутренней силы, а не принуждены
были, сперва для полученія, а потомъ для удержанія своихъ мѣстъ,
искать внѣшней опоры. «Слышалъ я, — писалъ въ 1717 г. И. А. Мусинъ-Пушкинъ
къ Ѳеофилакту, — что школы умаляются. Прошу, не изволь ихъ
оставить, ибо сіе взыщется на васъ.» Этимъ, кажется, и огра¬
ничивалось все правительственное участіе къ моск. школамъ. Ѳеофилактъ перебивался, какъ могъ, изъ всѣхъ силъ. Свѣт¬
скихъ воспитанниковъ, которыхъ онъ готовилъ для академіи,
брали у него изъ подъ рукъ; оставалась одна надежда на уче¬
ныхъ монаховъ, потому что ихъ ужъ не возмутъ ни въ медицин¬
скія школы, ни въ академи де-сіянсъ, ни въ корабельную науку:
но и эта надежда часто обманывала его. Въ 1716 году уходомъ
ушолъ отъ него префектъ ѲеоФилъ Кроликъ за море учиться фи¬
лософіи, богословію и различнымъ языкамъ. Въ 1717 г. хо¬
тѣли взять другаго монаха, Гедеона Вишневскаго, для отправле¬
нія въ Мекленбургъ. Ѳеофилактъ всѣхъ поднялъ на ноги, чтобы
удержать хоть этого образованнаго монаха. «Архіерей пріѣхалъ къ Москвѣ, — писалъ онъ къ Мусину-Пушкину 2 3 яив. 1717 г.
а ни кого учителей не привезъ съ' собою. Аще убо Вишневскій !) Письмо Амвросія къ Арсенію Маціевичу, въ Чтеніяхъ въ Импер. обще-
ствѣ исторіи и древн. росс. 1862 г. Кн. 2.