Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ 4 О Г) лилъ печать составленную имъ въ видахъ католической пропаганды
книгу Камень Вѣры, извлеченную, сообразно съ своимъ назна¬
ченіемъ, главнымъ образомъ изъ католическихъ авторовъ. Возражатель очень мало знакомъ былъ съ біографическими
подробностями о Стефанѣ, чтобы противопоставить Факты Фак¬
тамъ: отъ этого подъ ногами у него нѣтъ твердой почвы. Не зная,
что отвѣтить противнику, онъ либо заподозриваетъ его свидѣ¬
тельства, либо прямо осыпаетъ его бранью, какъ лжеца и кле¬
ветника. Но этотъ пріемъ въ исторической критикѣ не имѣетъ
цѣны. Да и нужно сказать, что хотя общая мысль Молотка не¬
вѣрна, но приводимые въ потвержденіе ея многіе Факты, раз¬
сматриваемые въ отдѣльности, не лишены историческихъ осно¬
ваній. Изъ этого однако-жъ не слѣдуетъ заключать, что авторъ
Молотка совершенно правъ, обвиняя Стефана въ іезуитствѣ и
въ недостаткѣ гражданской честности. Происхожденіе отъ уніа¬
товъ, воспитаніе и постриженіе у іезуитовъ, хотя имѣли большое
вліяніе на образъ его мыслей, однако-жъ не сдѣлали его ни католи¬
комъ, ни іезуитомъ. Присоединившись къ православной церкви и
ставши сперва въ чинѣ, а потомъ и во главѣ ея пастырей, онъ
дѣйствовалъ съ полною любовію къ Церкви, не только не склоняя
ее къ католичеству, но отклоняя отъ него всѣми способами, какъ
показываетъ, между прочимъ, отвѣтъ его сорбоннскимъ богосло¬
вамъ. Но когда народъ возбужденъ былъ движеніемъ протестант¬
скихъ идей и многіе увлечены были пропагандистами иротестан-
ства, Стефанъ, обличая а опровергая ихъ, естественно становился
на католическую точку зрѣнія, такъ какъ протестанство возникло
изъ отрицанія католичества. Для католиковъ борьба съ проте¬
стантами не новость; у шіхъ уже выработаны были научнымъ
образомъ спорные пункты съ лютеранами. Что-жъ удивительнаго,
что Стефанъ, не имѣя ничего своего подъ руками, воспользовался
готовыми средствами, какія представляла, ему католическая уче¬
ность? ііообще наше богословіе, въ ту пору, когда жилъ и учи-
тельствововалъ Стефанъ, не имѣло еще опредѣленныхъ понятій
о спорныхъ предметахъ между католиками и лютеранами, и было
почти сплошь иересадкою католическаго богословія па русскую
почву, исключая двухъ-трехъ существенно важныхъ пунктовъ,