Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
404 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ Впослѣдствіи, при новомъ пересмотрѣ Библіи, исправители
отнеслись съ недовѣріемъ къ петровскимъ исправителямъ. Ѳео¬
фанъ совѣтывалъ перевѣрить всѣ ихъ поправки съ греческою
Библіею, не весьма вѣруя исправительскимъ примѣчаніямъ. Но
они зтого не заслуживали. Если мы сдѣлаемъ изъ этой полемики общіе выводы, то
увидимъ, что авторъ Молотка всѣмп доводами хочетъ доказать,
что Стефанъ Яворскій есть іезуитъ и іезуитскій посланникъ, Отъ 8 янв. 1716 г. «Библію священную начали мы и безъ отца Лопатин-
скаго читать, чтобъ поспѣшить; токмо господинъ Николай, по обычаю его,
главною (да реку—хмельною) болѣзнію остановляетъ. Уже не могу умолчать,
чтобъ въ немъ не пострадать. Прикажи, государь, къ нему отписать съ при¬
страстіемъ, и чтобъ онъ былъ мнѣ послушенъ: своеглавенъ бо; — Ѳеолога и
Іосифа за чтеніе и письмо въ Библіи милостію взыщи, ибо трудъ ихъ великъ». Отъ 29 іюня 1716 г. «Священныя Библіи начинаемъ читать 2 Паралипо¬
менонъ». Отъ 12 іюля 1716 г. Мусинъ-Пушкинъ къ Поликарпову: «вчерашняго
дня царское величество изволилъ ко мнѣ писать о греченинѣ Анастасіи, кото¬
рой живетъ въ Москвѣ въ домѣ Саввы Рагузинскаго, чтобъ его призвать
въ службу. Того ради сыщи его и говори, хочетъ ли онъ въ службу великаго
Государя нашего и чтб будетъ просить въ годъ. И буде хочетъ и станетъ че¬
го просить, о томъ отпиши ко мнѣ немедленно. А быть ему на печатномъ
дворѣ у библейнаго дѣла и у другихъ». Отъ 27 іюля 1716 г. Ѳеофилактъ къ Мусину-Пушкину: о библейномъ дѣ¬
лѣ и о Бароніи писалъ я къ вашему сіятельству, дабы изволили приказать то,
что уже переведено, переписывать на печатномъ дворѣ. Но доселѣ приказа
о томъ отъ вашего сіятельства не было, а потребно есть, понеже чернаго пе¬
ревода не возможно мнѣ послать въ С.-Петербургъ и начать переписывать
у меня некому». Отъ 2В дек. 1716 г. Поликарповъ къ Мусину-Пушкину: «Служителямъ,
государь, типографскимъ по твоему писанію полугодовое жалованье выдать
я приказалъ; однако-жъ я и дьякъ еще не взяли, и просили меня о полномъ
противъ прошлаго года, понеже, послѣ Николая, осталось то бремя на моей
шеѣ, такъ въ книжномъ, какъ и въ библейномъ правленіи. На Николаево
мѣсто изъ учителей школьныхъ никого нѣтъ, а хотя бъ и были, то нс пой¬
дутъ, ибо знаютъ ариѳметикою считать, что лучше въ школѣ брать на годъ
по полутору мѣшку, нежели пр полумѣшку у насъ. Однако-жъ я взялъ изъ гре¬
ческихъ школъ трехъ человѣкъ учениковъ для притравки къ дѣлу и уповаю на
Бога, что могутъ оные у насъ при такомъ дѣлѣ быть; а нынѣ въ писцахъ двое,
да чтецъ третій. — О Іовѣ старцѣ не изволь писать: пробавитъ Богъ и безъ
нихъ. И взять его, только будетъ въ дѣлѣ спона. Видѣхъ бо я великаго Іова
(м. новгородскаго) плачуща отъ сего старца Іова. — Грекъ Анастасій въ ти¬
пографское дѣло и школьныя науки не вступаетъ, кромѣ библейнаго чтенія, а
за труды четырмя (стами) не доволенъ, какъ признаваю, и хотѣлъ самъ от-