Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
402 ОЕОФЛНЪ ПРОКОПОВИЧЪ дѣ, отъ наишхъ же въ Вратиславлѣ напечатана. Преосвященный
же Ѳеофанъ писалъ къ вамъ показанную апологію вмѣсто схи¬
монаха Михаила кіево-печерскаго, который — отъ вашихъ же
знатныхъ учителей и господъ—прибывъ въ чудотворную лавру
кіево-печерскую и видя тѣлеса святыхъ не токмо чудесно не¬
тлѣнныя, но и исцѣленій чудеса преподающія, вѣру нашу пра¬
вославную принялъ и, сверхъ того, н въ великую схиму постриг¬
ся, въ превеликомъ монашескомъ подвигѣ — постѣ и воздержа¬
ніи даже до кончины претерпѣвая и пребывая. Отъ сихъ двухъ
благоговѣйныхъ мужей, сирѣчь отъ Малярда и Михаила схи¬
монаха, можно видѣть всякому, яко отъ вашихъ лютеранъ и
кальвинистовъ не всп къ намъ приходятъ по требованію монар¬
шему, но иные по своему доброхотству, ради единыя души сво¬
ея спасенія». «Новое Евангеліе, а не древнее имѣютъ». «Оле безумія—воз¬
ражаетъ авторъ Молотка—оле сердце и уста преисполненни лжи!
Како таковая вѣщати можеши? Гдѣ видѣлъ или отъ кого слышать,
что въ нашемъ Евангеліи съ вашпмъ въ принадлежащемъ до вѣры
слово единое разошлось?... Вѣдаю, еже ты нѣчто слышалъ о не¬
сходствѣ, да не знаешь, о какомъ говорено. Я тебѣ скажу—о Биб¬
ліи то, или о книгахъ Ветхаго Завѣта, говорено. И то правда. Оная
ваша Библія — первое въ г. Острогѣ прилежаніемъ князя Кон¬
стантина отъ греческаго съ поврежденной аріанской и то весьма
неполно переведена; и хотя о ненолности ея толковать оставляю,
зане не токмо многихъ стиховъ, но цѣлыхъ главъ нѣтъ; индѣ-же
отъ аріанъ прибавлено, чего никогда въ еврейскомъ не было: но
едино во обличеніе представляю: въ 1 -мъ посланіи Іоанновѣ глава
5, стихъ 7, великой важности во обличеніе аріанскаго заблужденія,
выпущенъ и нѣтъ, которымъ на первомъ соборѣ въ Никеи ясно
аріанъ обличали. Потомъ со оной же Острожской, нѣчто поправя,
въ Москвѣ напечатали, и оная тако-жъ весьма не исправна, и не
можешь о томъ спорить, зане предисловіе оной явно о неисправ¬
ностяхъ показуетъ, и требуютъ издатель, дабы впредь исправя из¬
дать, показуя вину крайней нужды къ носпѣшенію. Сіе поспѣше-
ніе, мню, отъ Вольдемара пришло. Сего ради вѣчно хвалимый
Петръ Великій повелѣлъ исправлять, и часто словесно и письменно
напоминалъ, да не могъ окончанія неправы дождаться. Причина