Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 401 да по проискамъ вашихъ при императрицѣ Линѣ запрещена была
книга, и въ то время о ней ничего не опубликовано. Въ слѣдующей статьѣ—Предувѣщант—авторъ Камня Вѣ¬
ры перечисляетъ кратко догматическія и каноническія уклоненія
лютеранъ отъ церкви, которыя онъ обличалъ въ своей книгѣ Ав¬
торъ предостерегаетъ своихъ читателей отъ непризванныхъ (про¬
тестантскихъ) учителей, выставляя на видъ, что они ничѣмъ не
могутъ подтвердить истины своего носланничества и своего уче¬
нія, не могутъ указать у себя ни на одно чудо, отвергаютъ доб¬
рыя дѣла, сами они и народы, отъ которыхъ пришли они, нече¬
стивы и исполнены всѣхъ пороковъ; имѣютъ новое Евангеліе, а не
древнее; отвергаютъ безкровную жертву; не признаютъ церкви.
«Аще послани есте отъ Бога, покажите, гдѣ поне едино чудо отъ
васъ бысть?» Авторъ Молотка отвѣчаетъ: «мы яко къ вамъ не послап-
ніи, тако и не пріидохомъ для наученія васъ и ниже чимъ хо¬
тимъ въ вашъ законъ вступаться; но что вѣруемъ, то исповѣ¬
дуемъ чисто и ясно не для васъ, но для насъ самихъ и спасе¬
нія души нашея. А ежели кто пришелъ къ вамъ закона нашего
для служенія или купечества или коего либо ремесла, оное нѣсть
своевольно, но но волѣ, призыву и ирозьбѣ вашего монарха. И
ежели случится по вопрошенію въ разговорѣ сказать о своемъ
законѣ, оное нѣсть проповѣдь. Что же требуешь знаменій и чу¬
десъ? Мы того, яко правовѣрные не ищемъ и не требуемъ, заие
самъ Господь къ просящимъ книжникомъ и Фарисеомъ тако гла¬
голетъ: «.родъ лукавый и прелюбодѣйный знаменія ищетъ, но зна¬
менія не дастся ему, токмо знаменіе Іоны пророка». И апостолъ
сказуетъ: «Іудеи просятъ знаменія и Еллины ищутъ премуд¬
рости; мы же проповѣдуемъ Христа распята». Аще же хоще-
ши знаменія видѣть, возвратися къ братіи твоей, отъ нихъ же
пріялъ даръ антихристова ученія; они могутъ показать и научатъ
тя, аще не доучился, чѵдесы и знаменіи неразумныхъ прелыцати,
зане имъ сіе весьма преискренне есть». «О чудесахъ аіцехощешь разумѣтп—отвѣчаетъ Маціевичь—
прочти апологію отъ преосвященнаго Ѳеофана, когда еще былъ
ректоромъ въ Кіевѣ, писанную до вашихъ учителей Королевца Прусскаго, которая апологія въ той же книжицѣ, что и о Маляр- 26