Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
II ЕГО ВРЕМЯ. 399 образцу и другіе бы въ чести своей были, ежелибъ судьбами Бо¬
жіими, какъ и ты сказываеши, изгнаніе и заточеніе стражда,
жизни своей не окончили. Съ таковой-же кончины ты посмѣвае-
шися и, будто бы съ Богомъ говорилъ и судъ Вышняго въ точ¬
ности узпалъ, утверждавши, яко таковая ихъ кончина за приле¬
жаніе о тиранствѣ папежскомъ судомъ Вышняго постигла. Но
по образцу вставшаго въ живыхъ архіерея, бывшаго воронеж¬
скаго, можешь и прочіихъ всякосовѣстно признать и засвидѣ¬
тельствовать, что столько къ нимъ'вяжется, сколько до мертваго
голосъ. Или сія твоя клевета къ преосвященному Георгію Даш¬
кову, будто бы онъ послѣ смерти императора Петра Великаго
епископомъ ростовскимъ сдѣланъ? А онъ, за живота его величе¬
ства, пмяннымъ монаршимъ указомъ, въ лаврѣ троицкой будучи
архимандритомъ, опредѣленъ и произведенъ ростовскимъ архіе¬
реемъ, и въ гнѣвѣ монаршемъ Петра Великаго никогда не бывалъ,
но въ милости особенной. Показаннымъ же архіереямъ, отъ тебе
хулимымъ, неповинно страдавшимъ, хотя и безчестная по сего
свѣтскому мнѣнію кончина, однако христіанская, въ совершенной
надеждѣ жизни вѣчныя. Что же ты дерзнулъ воспретить и про¬
чимъ нашего духовнаго чина таковою-же, какъ показаннымъ
архіереямъ, кончиною: то посмотри, каковъ ты лжепророкъ въ томъ
остался, и болѣзнь твоя или насмѣшка на главу тебѣ обратилась;
понеже, что судъ Божій и надъ вашими сдѣлалъ, всѣмъ извѣстно
и чувствительно. А намѣреніе и пророчество ваше совсѣмъ во лжн
и тщетѣ осталося.» Въ изданіи Камня Вѣры за сказаніемъ о творцѣ книги слѣ¬
дуетъ статья: «вина и случай написанія книги.» Авторъ Камня
Вѣры указываетъ поводъ къ составленію этой книги въ томъ,
что Ѳома и его сообщники учили не поклоняться иконамъ, не
призывать святыхъ и не почитать мощей, за что и преданы были
гражданской казни. Авторъ Молотка возражаетъ на это: «по монаршему указу
Ѳома жестокимъ смертнымъ наказаніемъ месть воспріялъ; вины-
же хотя точно не показуетъ, обаче изъ онаго видимо, что не за
то, еже учили иконамъ и кресту не кланятися, мощи святыхъ
не призывать п прочее, но за то, что ниже показуетъ—еже
въ церкви во время моленія образъ снявъ искололъ и смятеніе