Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
396 ОЕОФЛНЪ ПРОКОПОВИЧЪ глагодюща: «кто-бо стадо пасетъ и отъ млека его не ясгпг?»
Но презрѣлъ Господа, Іезекіилемъ глаголюща: «се млеко ядясгпе,
волною одѣваетеся и тучное закалается, а овецъ моихъ не па-
сосгпе. Что же покажетъ о пріобрѣтеніи раскольниковъ, развѣ
нѣсколько пожегъ и изъ государства выгналъ. Какъ изъ Франціи
прилежаніемъ іезуитскимъ гугенотовъ, такъ изъ Россіи расколь¬
никовъ не токмо въ Польшу, но и къ туркамъ іі татарамъ въ за-
щищеніе басурманское многими тысящами Фамилій выгнано. А
о идолопоклонникахъ и магометанахъ и воспоминать нечего». «Укорявши преосвященнаго Стефана — отвѣчаетъ Мале¬
вичъ—что будто-бы онъ не имѣлъ доброхотства приводить въ вѣру
и крестить магометанъ и идолопоклонниковъ: а Лютеръ вашъ
окрестилъ ли хотя одного жпда? Да и вы, его потомки, чтобы
о томъ раченіе имѣли, отнюдь слѣда не имѣется. Магом'етанами
и идолопоклонниками васъ не порицаемъ, понеже таковыхъ вар¬
варскихъ народовъ толикое, какъ у насъ, множество въ вашихъ
государствахъ не обрѣтается; жидовъ же премногое множество
изыщется, которыхъ вы иногда и во академіи свои для обученія
принимаете, а къ вѣрѣ ихъ не обращаете. Укоряя же преосвя¬
щеннаго Стефана магометанами и идолопоклонниками признаешь,
что тогдашній архіерей казанскій, по нашему прознанію Тихонъ
преосвященный, представлялъ всемилостивѣйшему Государю тре¬
бованіе о учрежденіи, училища ради показанныхъ некрещенныхъ
народовъ въ вѣру обращающихся, которое въ монастырѣ свіяж-
скомъ учреждено и понынѣ пребываетъ. Не безъ тщанія тако-жъ
преосвященнаго Стефана въ Сибирь избранъ и по указу его ве¬
личества посвященъ митрополитомъ Филоѳей Лещинскій, который
довольно крестилъ п просвѣщалъ сибирскихъ некрещеныхъ наро¬
довъ. О расколышкахъ-же твое сожалѣніе великаго тебе быти
не токмо нашей церкви, но и государству являетъ печалыцика и
доброхота; надѣюся своимъ государствамъ таковымъ образомъ
не будешь доброхотствовать. Не похоііцеши бо ниже слышать,
дабы въ вашихъ госздарствахъ таковые злодѣи 'обрѣтались, не
только вѣры государственной хульники и развратители, но и воры
изрядные, самосожигатели, ксему лжехристы п беззакоиницы
въ свѣтѣ неслыханные, дѣтоубійцы, дѣтоубпвствепною кровію
причащающіе и волхвующіе: А ты, о таковыхъ злодѣяхъ сожа¬