Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 393 ствіи антихриста неправомудрствованное, 1703 года противъ
онаго книгу написалъ и самаго начальника, Григорья Талицкаго,
обличи и безгласна сотвори».—«Что до книги о антихристѣ касает¬
ся, она довольно безсловіемъ, баснословіемъ, нежели письмомъ
святымъ, злобою паче, нежели любовію, краснорѣчіемъ и софиз¬
мами, нежели истиннымъ христіанскимъ ученіемъ, преисполнена,
яко и сеіі Камень; не вѣдуіщшъ токмо писанія, ни силы, можетъ
быть къ суевѣрію во утвержденіе, другимъ же соблазнъ и гибель,
какъ то сталось съ бывшимъ капитаномъ, а потомъ чернцомъ Ле¬
винымъ, который паки ту ересь возобновилъ и, въ Пензѣ городѣ
пришествіе антихристово проповѣдуя, изъ сея Яворскаго книги
утверждалъ, яко же точно предъ судомъ показалъ, еже оною
въ соблазнъ и заблужденіе приведенъ, о которыхъ словахъ самъ
Яворскій, погрѣшеніе видя, простотою п недознаніемъ извинялся
и просилъ прощенія, которое милостію его императорскаго ве¬
личества ему отпущено. Что же до обличенія Талицкаго надле¬
житъ, о томъ могутъ присутствующіе тому еще свидѣтельство¬
вать, что на преніи Яворскому Талицкій ни мало не уступалъ, но
ругательно пророкомъ Бааловымъ и прочее называлъ, донелѣже,
по прошенію всѣхъ собранныхъ, а паче слыша Яворскаго невоз-
могающа, нришедъ его императорское величество кратко явны¬
ми Христовыми словамп побѣдилъ и въ раскаяніе привелъ, о чемъ
точно при казни онаго еретика въ объявленіи, потомъ поученіемъ
отъ Яворскаго на день Петра п Павла, точно показано было». «О побѣдѣ и о посрамленіи его, Талицкаго, отъ Государя
мы не споримъ — отвѣчаетъ Арсеній — но паче утверждаемъ. О
раскаяніи же слѣда никакого не имѣемъ... И хотя довольное было
отъ преосв. Стефана увѣщаніе и обличеніе, однакожъ за упрям¬
ствомъ своимъ склонности и раскаянія не показалъ. А хотя' же и
не могъ его преосв. Стефанъ переспорить, то тебѣ здѣсь такожъ
выторгать не слѣдуетъ, понеже самъ ты, надѣюсь, знаешь по¬
словицу латинскую, что дуракъ болѣе можетъ задачей состав¬
лять, нежели мудрый отвѣтствовать. Талицкій же каковъ былъ
мудрецъ, всѣмъ извѣстно, сирѣчь единъ бѣшеный мужикъ, какъ
бы и прочій раскольщикп, которые, кромѣ россійской грамоты
и своего безумнаго умствованія, ничего больше не знали». «Сіе довольно извѣстно всякому — продолжаетъ авторъ