Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 3<Л сти забывалъ свой санъ и мѣсто, гдѣ стоялъ, — которое въ день
Успенія въ успенскомъ соборѣ гра<х>у Мусину и, помнится, на
новый годъ въ чудовѣ монастырѣ Фискаламъ и другимъ госу¬
дарственнымъ служителямъ отъ него слышать случалось. Сей по¬
рядокъ въ церковныхъ поученіяхъ у папистовъ токмо употреб¬
ляютъ, ибо когда они своего суевѣрнаго нодложенія изъ письма
доказать не могутъ, то тщатся логическими силлогизмы, то есть,
реченодобіями утвердить, а истинное дѣло затемнить и утаить. По
которымъ его поученіямъ отъ оберъ-фискала позванъ былъ на
судъ и, за неданіе надлежащаго оправданія, по слову Божію за-
градишася уста его (Псаломъ 30, стихъ 20), — по которому
особливо въ Уставѣ духовномъ накрѣпко его величество запре¬
тилъ, дабы никто сказокъ и примѣровъ вымышленныхъ въ по¬
ученіяхъ не употреблялъ п персонально поносить никого не дер¬
залъ, н вся его поученія за многіе въ нихъ соблазны запрещены». Возражатель не зналъ, на какія обстоятельства указываетъ
Молотокъ, п отвѣчаетъ голословно: «ты что нибудь по злобѣ своей
клевещешь». Но теперь достовѣрно извѣстно, что СтеФану запре¬
щено было говорить проповѣди. Стефанъ самъ откровенно гово¬
ритъ объ этомъ въ письмѣ къ Государю, приписывая это за¬
прещеніе недоброжелательству министровъ. «Казанье мое, Богъ
сердцевѣдецъ, было намѣреніемъ благимъ ко исправленію и со¬
зиданію духовному россійскаго народа, а царскимъ лицамъ ниже
помышленіе было. И оттолѣ уже и по запрещенію умолчахъ и
впредь молчати готовъ. Ей, говорити казанье трудно, а молчати
вельми легко». 7) «Аще и отрицашеся отъ чина епископства». «Можетъ сіе
быть, что ему совѣсть еще возбраняла клятвою противъ закона
учителей его и прежде даннаго имъ обѣщанія обязаться; паче же
имѣлъ причину бояться, дабы не вскрылась нечаянно его овчая
кожа и не обнажилась бы волчья хитрость. Но какъ оные іезуи¬
ты никако во грѣхъ противоугожденія отцу ихъ не вмѣняютъ и
страсти его презираютъ, тако и сей, разсуди, воспріялъ, и не
токмо доволенъ явился, но паче потомъ крайнимъ прилежаніемъ
трудился, како бы возмогъ чинъ и власть патріарха получить, для
котораго дары многимъ роздалъ великіе, а инымъ обѣщалъ. Но
его величество видя, что въ ономъ мѣшкѣ не заяцъ, но лисица