Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
388 ОЕОФАІГЬ ПРОКОПОВИЧЪ въ какое училище, но всѣмъ извѣстно, что въ Польшѣ нигдѣ
иныхъ высокихъ училищъ нѣтъ, кромѣ іезуитовъ. Ибо точно по-
казуетъ: «уже наученъ бысть философіи и богословіи», и отъ сего
точно видимо, что онъ былъ не греческаго, но римскаго закона и
сущій іезуитъ, понеже соборище папежское жестоко запрещаетъ
богословію учить не токмо иновѣрныхъ, но и въ ихъ законѣ ро¬
дившихся, ежели прежде не тяжкою клятвою утвердятъ — папу
имѣть за главу и ихъ ересь утверждать и защищать даже до смер¬
ти. Сей же учился вначалѣ во Львовѣ, лежащемъ въ Малороссіи,
а потомъ въ Познани, въ Великой Польшѣ у іезуитовъ, и тако во
оный законъ іезуитскій дѣйствительно вступилъ». Авторъ Возраженія отвѣчаетъ на это: «преосвященный Сте¬
фанъ, хотя бѣльдомъ будучи, и у іезуитовъ учился, однако когда
къ церкви матери своей возвратился паки, церковь, о чадѣхъ
своихъ состраждущая и Отцу небесному сообразная, примѣромъ
блуднаго сына Стефана приняла и властію ключей Христовыхъ
простила и разрѣшила, еже дѣлать готова не токмо своимъ сы¬
намъ отпадшимъ, но и всѣмъ соперникамъ, еретикамъ, зловѣрни-
камъ, папистамъ, лютеранамъ и прочимъ.... Что же ты много¬
кратно порицавши преосвященнаго Стефана, будто бы онъ отъ
іезуитовъ посланъ въ Кіевъ съ Польши пришелъ: преосвященный
же Ѳеофанъ, архіепископъ новгородскій, для чего у тебя не въ по¬
рицаніи, но паче въ похвалѣ, какъ послѣ увидится? А онъ такожъ
хотя не іезуитомъ, однако базиліаномъ уніатомъ былъ, и въ Римъ
сланъ — оттуду бѣжалъ и въ базиліанскомъ платьѣ въ Кіевъ при¬
шелъ во время архіерея кіевскаго преосв. Варлаама Ясинскаго, и
отъ него, какъ Стефанъ, къ церкви Божіей принятъ и разрѣшенъ.
Якоже убо Ѳеофанъ въ томъ порицанія отъ тебя не'имѣетъ, тако
и СтеФанъ имѣть не долженъ, понеже какъ у васъ ваши къ вамъ
обращающіеся не порицаются, такъ и у насъ тоеже правило со¬
держится. А наипаче для чего Мартина Лютера и Катеринки его
монашествомъ папскимъ не токмо не порицаете, но и за святость
пріемлете?...» 4) «Преосвященный Варлаамъ постриже его самъ». «Сіе па¬
ки' неправда, но онъ пришелъ во Львовъ уже постриженъ, яко су¬
щій волкъ въ одеждѣ овчей, яко тать, не входяй дверьми во дворъ
овчій, но инудѣ прелазя; зане но уставамъ россійской церкви, а паи-