Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 385 невской подмонастырной слободы. Въ гостяхъ были, кромѣ Пла¬
тона, невскій архимандритъ Петръ, московскій донской архиман¬
дритъ Иларіонъ Рогалевскій, пріѣхавшій для посвященія въ казан¬
скіе епископы, чудовскій—Евѳимій Коллети и Тредьяковскій. Въ
веселый часъ Тредьяковскій вздумалъ угостить своихъ собесѣд¬
никовъ уже не чтеніемъ, а пѣніемъ сочиненной имъ псальмы. Ма¬
линовскій, предубѣжденный противъ піиты, разразился страшной
бранью. «Ужъ не думаете ли вы, что, побывши въ чужихъ кра¬
яхъ, получили право порочить церковь православную своими ере¬
сями. Слава Богу, у насъ православная земля и православная Го¬
сударыня, и за нечестіе кровь ваша еретическая прольется». Ила¬
ріонъ и Петръ уговаривали Платона успокоиться: «перестань,
оставь, завтра выговоришь; тутъ ереси никакой нѣтъ; а если
молодой человѣкъ въ чемъ и погрѣшилъ, то завтра пришлетъ
къ вамъ псальму на домъ, поправьте, коли что найдете». Мали¬
новскій сердился еще больше: «не его дѣло сочинять богословскія
вещи, для которыхъ многіе имѣются достойнѣйшіе учители». За
Платона вступился Евѳимій и напалъ на Петра, что онъ ничего
не знаетъ и не смыслитъ, «а то де подлинно тутъ много против¬
ности греческой православной церкви.» На другой день Тредьяков¬
скій прислалъ свою псальму съ латинскимъ письмомъ къ Малинов¬
скому. Тотъ, хладнокровно обсудивши дѣло, увидѣлъ, что онъ не
правъ и, пріѣхавъ въ невскій монастырь къ обѣдни, благодарилъ
Тредьяковскаго за письмо и просилъ прощенія, что напрасно его
вчера шумно оскорбилъ, а псальма-де его никакого въ себѣ по¬
рока не имѣетъ. Въ этотъ разъ дѣло не имѣло другихъ послѣд¬
ствій; но послѣ попало въ процессъ Евѳимія и Малиновскаго въ Тай¬
ной канцеляріи. Для насъ оно важно по намеку на отношеніе къ об¬
щему дѣлу церкви главныхъ ея правителей.—Это было въ мартѣ
или апрѣлѣ 1732 года. 2. Молотокъ на Камень Вѣры. — Возраженіе на Молотокъ. Полемика по поводу Камня Вѣры не оставила въ покоѣ и па¬
мяти сочинителя этой книги — митрополита Степана. 25