Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
384 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ настырь отъ непрошенныхъ непріятностей. Ѳеофилактъ отпустилъ
его, спросилъ только, гдѣ же его тетради? Іоасафъ отвѣчалъ, что
онѣ далеко заложены въ саняхъ, но что когда преосвященный по¬
жалуетъ къ нимъ въ Калязинъ къ троицыну дню, то онъ возвра-,
титъ ихъ его преосвященству. Мы увидимъ послѣ, что Іоасафъ
таилъ въ душѣ другія мысли. Послѣ этого, дѣло, по видимому, затихло, но не надолго. То
была тишина предъ грозою. Въ началѣ слѣдующаго года Дворъ
переѣхалъ въ Петербургъ, Сѵнодъ тоже. Евѳимій и Платонъ оста¬
вались сѵнодальными членами по прежнему. Эпизодически входятъ въ эту исторію нѣсколько лицъ, неимѣю¬
щихъ отношенія къ дѣлу Рибейры, но случайно попавшихъ въ
эту сѣть. В. К. Тредьяковскій, возвратясь изъ путешествія за грани¬
цей, свелъ знакомство съ московской академіей — прежнимъ сво¬
имъ гнѣздомъ—и бывалъ у ректора Германа Концевича. Однажды
встрѣтился съ нимъ въ заиконоспасскомъ монастырѣ архимандритъ
Платонъ Малиновскій. Слово-за-слово: кто вы и откуда—спраши¬
валъ Платонъ. «Студентъ В. К. Тредьяковскій—рекомендовался
піита — бывалъ въ чужихъ странахъ, произошелъ разныя ученія,
слушалъ и философію». «По разговору оказалось—говорилъ послѣ
Платонъ—что эта философія самая атеистическая, яко бы и Бога
нѣтъ».—Въ другой разъ Малиновскій встрѣтился съ нимъ въ Пе¬
тербургѣ у невскаго архимандрита Петра Смѣлича. Въ компаніи
были сѵнодальные члены и было пѣніе: пѣвчіе пѣли концертъ
въ честь великомученицы Екатерины. Послѣ того Тредьяковскій,
вынувъ тетрадь, подалъ Ѳеофану. Тотъ велѣлъ Тредьковскому
прочесть ее вслухъ. «А въ ней были писаны стихи, зовомые са¬
тиры, и въ оныхъ написана была укоризна на великороссійскихъ
богословія учителей, яко бы они ничего не знаютъ; только какъ
прочтутъ Камень Вѣры, то въ ученіе себѣ полагаютъ, мудрыми
себя ставятъ». Малиновскій говоритъ, что и онъ слушалъ и, не
смѣя протестовать, молчалъ.'—Вскорѣ послѣ этого Платонъ еще
разъ встрѣтился съ Тредьяковскимъ въ компаніи у священника