Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 381 говорахъ съ довѣренными людьми Ѳеофилактъ прямо высказы¬
валъ, что Буддеёва апологія подложная, сочинена Ѳеофаномъ Про¬
коповичемъ и напечатана друзьями его въ Ригѣ или въ Ревелѣ. Князь Д. М. Голицынъ, почитатель памяти Яворскаго, также
просилъ Ѳеофилакта написать отвѣтъ на эту апологію. Ѳеофилактъ
согласился и, по удаленіи изъ Сѵнода возвратившись въ епархію,
началъ писать отвѣтъ Буддею, но дошедши до одного мѣста, при¬
веденнаго изъ сочиненій Василія Великаго, о которомъ сомнѣвался,
точно ли оно принадлежитъ этому святому отцу, остановился, не
имѣя нужныхъ книгъ подъ руками. Въ это время дошло до него
извѣстіе о кончинѣ рижскаго протоіерея Семена Ярмирковскаго,
человѣка образованнаго, изъ воспитанниковъ московской академіи.
Ѳеофилактъ зналъ, что онъ оставилъ послѣ себя хорошую библіо¬
теку, которая не нужна его наслѣдникамъ, и рѣшился купить ее.
Отправивъ по этому случаю въ Ригу калязинскаго архимандрита,
Іоасафа Маевскаго, онъ вмѣстѣ съ тѣмъ далъ ему и другое по¬
рученіе — привезть образчики латинскихъ шрифтовъ рижской ти¬
пографіи, въ которой будто бы онъ хотѣлъ напечатать свою книгу.
Вѣроятно, Ѳеофилакту хотѣлось увѣриться въ своихъ подозрѣніяхъ
на счетъ мѣста изданія Буддеевой апологіи. Архимандритъ Маев¬
скій ѣздилъ въ Ригу съ 25 ноября по 27 декабря 1730 года. Съ помощію купленной библіотеки, Ѳеофилактъ кончилъ кни¬
гу—Апокризисъ или Возраженіе на письмо Буддея. Но какъ она
написана была безъ высочайшаго повелѣнія, то онъ рѣшился про¬
сить князя Голицына, чтобы тотъ постарался о «исходатайство-
ваніи у ея императорскаго величества позволенія писать тое книгу.»
Уполномоченнымъ лицомъ для переговора съ Голицынымъ опять
былъ тотъ же архимандритъ Іоасафъ Отправляя его въ Москву,
гдѣ въ ту пору былъ Дворъ послѣ коронаціи Императрицы, съ пись¬
момъ на имя князя, Ѳеофилактъ вручилъ ему пять тетрадей рус¬
скаго перевода книги и полный латинскій оригиналъ съ тѣмъ, что
если Голицынъ полюбопытствуетъ узнать содержаніе всей книги,
то Іосифъ объяснилъ бы ему оное переводомъ съ латинскаго ори¬
гинала. Но, боясь всего и всѣхъ, онъ крѣпко наказывалъ ІоасаФу:
«не будь де и ты перекидчикомъ.» — «Какимъ перекидчикомъ?»
спросилъ ІоасаФЪ. «Не перекинься къ новгородскому и не отдай
моей книги». ІоасаФЪ обѣщалъ не сдѣлать этого.