Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 875 исполнилъ во всякой терпѣлнвости, я якобы въ важныхъ про¬
ступкахъ уже сужденъ, обличенъ и осужденъ, уступилъ архиман-
дрію ему, Геннадію». Вслѣдствіе перемирія между державами;
вспомогательное войско не вступило заграницу; а потому Ѳео¬
филъ остался въ Москвѣ. Чудовскій архимандритъ предложилъ
ему гостеріимство въ своемъ монастырѣ: но Ѳеофилъ отказался,
стѣсняясь своимъ новымъ положеніемъ передъ братствомъ, н
пріютился въ Новоспасскомъ монастырѣ. «И остался я — продол¬
жаетъ ѲеоФилъ—яко граждански или натурально умершій безъ
всякаго призрѣнія; первое въ томъ, что запрещенія мнѣ и чина
священнослуженія не показано; второе, что ни кельи, ни пропита¬
нія мнѣ не назначено, яко забвениому извергу, что и въ вели¬
кихъ винахъ, не токмо духовнымъ, но и свѣтскимъ злодѣямъ по
нравамъ промышляется для самаго Бога и должнаго къ ближнему
состраданія. А я при неимуществѣ моемъ живу и питаюся у тѣхъ,
которые своимъ благосердіемъ и моимъ прошеніемъ на то под¬
вигнуты». Тутъ-то онъ встрѣтился и познакомился съ Рибейрой,
котораго и рекомендовалъ потомъ Новоспасскому архимандриту
Евѳимію Колетти. Съ восшествіемъ на престолъ Императрицы
Анны, ѲеоФилъ опять сталъ на ноги, хоть и не надолго. Высо¬
чайшимъ указомъ 16 сентября 1730 года велѣно было опредѣ¬
лить его архимандритомъ .въ новоспасскіи монастырь на мѣсто
Евѳимія, переведеннаго въ Чудовъ. Жизнь предшественника его по Новоспасскому монастырю
разнообразнѣе и богаче приключеніями. Когда царевичъ въ 1710 г. былъ за границей, то, не имѣя
при себѣ русскаго священника, пригласилъ греческаго. Это и былъ
Ливерій (Елевѳерій) Колетти, учитель греческой школы въ Але,
занимавшійся кромѣ того въ тамошней типографіи изданіемъ гре¬
ческихъ книгъ. Въ ту пору проживалъ въ Аде «для обученія наукъ»
сынъ графа И. А. Мусина-Пушкина Платовъ Мусинъ-Пушкинъ.
Кажется онъ-то и рекомендовалъ Ливерія царевичу. Это было
еще до сочетанія бракомъ Алексѣя Петровича. Царевичъ пригла¬
силъ его въ Россію и рекомендовалъ И. А. Мусину-Пушкину и
митрополиту Стефану для опредѣленія въ школу или гдѣ имъ бу¬
детъ потребенъ ^ «А какъ онъ Стефану митрополиту явился, — і) «И покамѣстъ его не опредѣлятъ — писалъ онъ къ своему духовнику