Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 373 знаменитость духовнаго круга. Что было причиной его паденія,
мы не знаемъ. Но для связности разсказа вспомнимъ его преж¬
нюю исторію. Съ 1716 по 1722 г. онъ находился за границей въ Прагіі,
для перевода Буддеева нѣмецкаго лексикона на русскій языкъ.
По возвращеніи въ Россію, опредѣленъ былъ въ Сѵнодъ ассес-
соромъ ’) и посвященъ въ іеродіакона и іеромонаха. Въ слѣдую¬ сказывалъ. А потомъ сказала: при столѣ-де ихъ тотъ ксензъ разговоры о вѣ¬
рѣ имѣлъ въ такой силѣ: хотя-де разность о происхожденіи Св. Духа и есть,
только-де все единъ Богъ, какъ отъ Отца, такъ отъ Отца и Сына происходить,
почему за неумѣніемъ и она тожъ разумѣла. А съ 1728 г., по пріѣздѣ изъ Голлан¬
діи въ Россію, по 1732 г., она княгиня отцевъ духовныхъ не имѣла простотою
своею, а наипаче отъ приключившихся ей печалей и домашнихъ суетъ безъ
всякаго умысла и сумнѣнія. А какъ-де генералъ и кавалеръ графъ Ушаковъ
въ 1732 году пріѣхавъ къ ней княгинѣ въ домъ, объявилъ именной блаженныя
памяти Государыни Императрицы словесный указъ, что*де велѣно ее княгиню
спросить: чего ради она отца духовнаго не имѣетъ и чтобъ она исповѣдалась
и причастилась, а отъ ея-де императорскаго величества и священникъ при-
шлется, что-де она тогда-жъ и учинить обѣщалась. А потомъ того-жъ дня
присланъ былъ къ ней кадетскаго корпуса іеромонахъ Лука, что нынѣ пре¬
освященный епископъ казанскій, и объявилъ, яко она находится въ католиц-
комъ законѣ. На что-де она ему объявила, какъ и выше показано, что всту¬
пила въ духовность къ римскому ксензу въ болѣзни за неимѣніемъ въ Гол¬
ландіи россійскаго священника.»—Княгиня по виду обратилась въ православіе,
оставаясь скрытной католичкою. Въ 1746 г. 27 марта Императрица Елисавета
Петровна, узнавши объ этомт>, дала именной указъ Сѵноду:... «дабы таковые
отметники отъ православныя Восточныя церкви, родившіеся въ православіи
и отъ правовѣрныхъ родителей, въ нашей имперіи терпимы не были, а дру¬
гіе, на то смотря, отъ такой лукавой прелести остерегались» взять Долгорукову
вмѣстѣ съ дѣтьми, въ Сѵнодъ для изслѣдованія и увѣщанія. Послѣ допросовъ
и показаній изустнымъ повелѣніемъ Государыни приказано было князя Сер¬
гѣя Долгорукова съ сыномъ Николаемъ отослать въ саввинъ сторожевскій мо¬
настырь—перваго на годъ, а втораго на нѣсколько мѣсяцевъ; а за женою его
и дочерью, княжною Анною, приказано строжайше наблюдать, чтобы онѣ ис¬
полняли всѣ обряды православной церкви. Два другіе сына, князья Александръ
и Владиміръ, прибывшіе въ томъ же году изъ Парижа, по исиыташн яхъ
въ Сѵнодѣ, оказались въ православно-восточной грекороссійской вѣрѣ и законѣ
не тверды и сумнительны, почему и приказано было отправить ихъ для утверж¬
денія въ законѣ къ учителямъ александро-невской семинаріи. і) Въ дѣлахъ Архива св. Сѵнода есть рѣчь его къ Сѵноду при назначеніи
ассессоромъ, 26 марта 1722 г. Въ Памятныхъ Запискахъ Государя (Кабин.
дѣла, I, № 31 л. 80), въ слѣдъ за замѣткой о благополучномъ вступленіи рус¬
скихъ войскъ въ главный городъ Гилянскій Рящъ, неизвѣстной рукой написано:
«сіе писано въ 25 день и отдано для меморіи Кролику, чтобы внесъ въ ка-
занье, которое говорилъ того числа на благодарномъ молебнѣ 1723 года».