Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
372 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ кахъ и интересовался иностранными событіями1). Первый позна¬
комился съ Рибейрою Кроликъ, проживавшій въ ту пору безъ
всякаго дѣла въ Новоспасскомъ монастырѣ. Это была упавшая Ви88іе(РагІ8.1863,1.164,165) говоритъ о совращеніи Долгоруковой и о Жюбена
основаніи другаго источника,—именно Нізіоіге аЪгё&ёе (1е ГЕ^Іізе шеітороШаі-
пе (ГШгесЫ;. ШгесЫ; 1765.— Въ статьѣ Пекарскаго: отзывъ о сочиненіи —
Ѳеофанъ Прокоповичъ (Отчетъ о десятомъ присужденіи уваровскихъ премій
Спб. 1868 г.) приведены изъ архивнаго дѣла, производившагося по Сѵноду и
Кабинету при Императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ, показанія самой Долго¬
руковой о совращеніи ея въ католичество и о помянутомъ Жюбе. «Въ быт¬
ность ея въ Голландіи съ 1726 года, за неимѣніемъ россійскаго священника
исповѣдывалась и причащалась въ болѣзни въ томъ 1726 году, а потомъ, какъ
и выздоровѣла, вторично, а въ 1727 году третично и у причастія была у рим¬
скаго ксенза Даленора, который-де жительство имѣлъ близъ Голландіи въ Га¬
гѣ; понеже она грекороссійской вѣры съ римскимъ костеломъ никакого раз¬
личія и несогласія простотою не разумѣла, и оный ксензъ въ разговорахъ
сказывалъ ей, что-де какъ грекороссійская вѣра седмь таинствъ почитаетъ,
также и мы тѣ таинства почитаемъ-же; а хлѣбъ-де какъ подъ двѣма видами,
такъ и подъ однимъ видомъ все едино, потому что-де одна Церковь: только-де
въ происхожденіи Св. Духа нѣкое имѣетъ римская съ грекороссійской цер¬
ковью разнствіе. А сперва-де въ исповѣдь и причастіе вступила къ нему
ксензу по такому случаю, что какъ онъ ксензъ, такъ и прочіе ксензы и другихъ
вѣръ, а именно католики и люторы, по тамошному обхожденію, въ квартирѣ
у нихъ бывали неоднократно и она кь нимъ ѣзжала-жъ. И когда она въ пер¬
вый разъ исповѣдывалась, и предъ тѣмъ временемъ оный ксензъ, по преж¬
ней знаемости, пришелъ къ ней княгинѣ на квартиру, объявя ей, что увѣдо-
мидся о болѣзни ея и пришелъ для посѣщенія, и притомъ по разговорамъ
видя себя она, княгиня, въ тяжкой близъ смерти болѣзни, за неимѣніемъ тамо
россійскаго священника, просила его, чтобъ онъ ее исповѣдалъ и причастилъ.
А какъ потомъ выздоровѣла, двоекратно, по исповѣди того-жъ ксенза, при¬
чащалась въ костелѣ его Даленора, безъ публики, въ раннія мши, которыя
для одной ея причастія и отправлялъ. — Римскій бѣлый попъ, который назы¬
вался Лакуромъ, изъ Голландіи пріѣзжалъ съ нею въ Россію не для содер¬
жанія ея княгини въ римской религіи, но для обученія ея дѣтей Французскаго и
другихъ языковъ, который и въ Голландіи ихъ, будучи для того ученія, обучалъ
же. (Это показывала княгиня несправедливость потомъ объяснено самими като¬
ликами очень обстоятельно). Она-жъ, княгиня, по довольномъ отъ св. Сѵнода
увѣщаніи, въ приводненіе говорила: оный-де учитель при столѣ ихъ во время
обѣда и ужина и о вѣрѣ, по случаямъ и времени, что какъ ихъ римская, такъ
и грековосточная имѣются въ равности, разговоры имѣлъ, а никакой разни не *)*) «Нѣкоторые изъ синодальныхъ членовт —пишетъ Берхгольцъ — люди
очень образованные и ученые, въ особенности архіепископы новгородскій и
псковскій, и еще одинъ по имени Кроликъ, который говоритъ на многихъ язы¬
кахъ и, между прочимъ, довольно свободно объясняется по нѣмецки.» Днев¬
никъ Берхгольца, ІУ, 113,