Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
370 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ жить ей руководителемъ въ духовной жизни, также обратить
къ Богу (т. е. въ католичество) ея семейство; наконецъ слѣдовать
во всемъ откровенію, которое Богу угодно будетъ низпослать
вамъ въ Московіи для соединенія этой великой церкви съ латин¬
скою. Знаю, что рѣшимость огромна, но мнѣ извѣстна вѣра, да¬
рованная вамъ отъ Бога, которою вы воодушевлены». Сорбонна,
съ своей стороны, дала Формальное полномочіе Жюбе (24 іюня
1728 г.), кончавшееся такъ: «мы не сомнѣваемся, милостивый
государь, что вы употребите всѣ средства для возбужденія
въ почтеннѣйшихъ епископахъ русской церкви желанія обратить
вниманіе на важность этого дѣла». Жюбе прибылъ въ Москву 20 декабря 1728 г., въ самый
разгаръ власти и силы при русскомъ дворѣ Петра II родствен¬
никовъ его новой духовной дочери. Жюбе былъ человѣкъ уже
пожилой (ему было 54 года) и ловкій на всѣ руки. Онъ стара¬
тельно выставлялъ на показъ свою безупречную жизнь, свою воз¬
держность, наконецъ знанія, для того чтобы сильнѣе былъ кон¬
трастъ съ тѣмъ, что Русскіе привыкли видѣть у себя передъ глаза¬
ми. «Этотъ достойный пасторъ—по словамъ современника—Бурсье,
доктора Сорбонны—соединялъ съ вкрадчивымъ обращеніемъ мане¬
ры, способныя для привлеченія умовъ. Каждый искалъ сообщества
и бесѣды съ столь любезнымъ иностранцемъ и считалъ за честь
быть знакомымъ съ нимъ». Въ началѣ обстоятельства видимо бла¬
гопріятствовали Жюбе. Въ Москвѣ нашелъ онъ себѣ сильнаго
покровителя въ испанскомъ посланникѣ, дюкѣ де-Лиріа. До какой
степени послѣдній былъ пропитанъ католическою нетерпимостью,
лучше всего видно изъ того, что когда его однажды пригласили
къ нашему священнодѣйствію въ кремлевскій соборъ, то онъ со¬
мнѣвался, можетъ-ли присутствовать при богослуженіи схизмати¬
ковъ и требовалъ разрѣшенія сначала отъ своего духовника, а
потомъ изъ Рима. Испанскій посланникъ, какъ только узналъ о
замыслахъ Жюбе, взялся ихъ поддерживать разными происками,
а для огражденія его безопасности выдалъ Жюбе (1 марта
1829 г.) письменный видъ, что онъ посольскій духовникъ. «Что¬
бы имѣть болѣе возможности вести удобнѣе великое дѣло—замѣ¬
чаетъ Бурсье — и составить проекты, которые могли бы быть
приняты, Жюбе убѣдилъ брата княгини Долгоруковой, князя Го-