Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
28 ОЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ по этимъ намекамъ, можно догадываться, что государь уже от¬
крылъ ему свои планы объ устройствѣ духовнаго чина и что,
разсуждая съ нимъ объ этомъ предметѣ, онъ, вѣроятно, дѣлалъ
свои замѣчанія о главныхъ лидахъ тогдашняго духовнаго прави¬
тельства. Говоря о противникахъ царской власти въ древнее и настоя¬
щее время, ѲеоФанъ съ особеннымъ удареніемъ останавливается
на современныхъ противникахъ. «Суть нѣцыи (и далъ бы Богъ,
дабы не были многій) иля тайнымъ бѣсомъ льстиміи, или ме¬
ланхоліею помрачаеми, который таковаго нѣкоего въ мысли своей
имѣютъ урода, что все имъ грѣшно и скверно мнится быти, что
либо увидятъ чудно, весело, велико и славно, аще и праведно и
правильно и небогопротивно; напримѣръ, лучше радуются вѣдо-
мостьми скорбными, нежели добрыми; самаго счастія не любятъ,
и не вѣмъ како то о самихъ себѣ думаютъ, а о прочіихъ такъ:
аще кого видятъ здрава и въ добромъ поведеніи, то конечно не
святъ; хотѣли бы всѣмъ человѣкомъ быти злообразнымъ, горба¬
тымъ, темнымъ, неблагополучнымъ, и развѣ въ таковомъ состоя¬
ніи любили бы ихъ. Таковыхъ Еллини древній нарицалп місант-
ропи, сі есть, человѣкоиенавидцы. И есть давная и дивная повѣсть
о нѣкоемъ таковомъ Тимонѣ именемъ, жителѣ Аѳинейскомъ: той
толико болѣзновалъ сею страстію и, ненавидя добраго поведенія
въ людѣхъ, толь жадно желалъ злоключенія отечеству своему,
что послѣжде сшелъ съ ума, и таковый обморокъ и мечтаніе возъ-
имѣлъ, аки бы ему подлинно нѣкто донесъ, будто аѳинеи вси хо¬
тятъ вѣшатися; тотъ часъ же радъ и веселъ въ народъ, и таковую
возгласилъ проповѣдь: мужіе, рече, аѳинейстіи, есть у мене
въ вертоградѣ древо великое, и много крѣпкихъ вѣтвей на немъ,
да, для потребнаго на мѣстѣ томъ зданія, срубить хощу скороже;
молю васъ, идите вѣшайтеся, ибо долго ждать не могу. Не обрѣ¬
таются ли и нынѣ таковіи? Аще и не въ таковой мѣрѣ, обаче
суть тако злобный и понурый». Намекъ слишкомъ ясный. Государь не любилъ Стефана Явор¬
скаго за то, что тотъ косо смотрѣлъ не на одно только его раз¬
гулье, но и на всѣ его нововведенія. На сторонѣ Стефана было
много лидъ духовныхъ и свѣтскихъ. «Помыслитъ бо кто, — продолжаетъ проповѣдникъ — и мно-