Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 369 С.-Петербургскій академикъ БнльФингеръ сдѣлалъ полный пере¬
водъ на латинскій языкъ одной главы изъ Камня Вѣры—о наказа¬
ніи еретиковъ и сообщилъ знаменитому лютеранскому богослову
Лаврентію Мосгейму, а Мосгеймъ въ 1731 г. издалъ противъ
ней въ Гельмстадтѣ академическую диссертацію подъ названіемъ:
йе роепіз Ьаегеіісогиш сит Віерѣапо Йаѵогзсіо йізриіаііо. Между 'гѣмъ противъ книги Буддея, въ защиту Камня Вѣры,
написалъ сочиненіе доминиканецъ Рибейра, бывшій тогда при
испанскомъ посланникѣ въ Россіи, герцогѣ Лирійскомъ. Сочине¬
ніе имѣло видъ отвѣта Буддею (Кезрошшп апіароіодеіісит) и
посвящено было Императрицѣ. Какія побужденія были у Рибейры къ защитѣ Стефана и
русской церкви отъ возводимыхъ на нихъ протестантами обвине¬
ній и клеветъ? Откуда у него взялась такая ревность къ защитѣ
Восточной церкви? Дѣло это объясняется просто видами и расче¬
тами католической пропаганды. Извѣстно, что Сорбоннскіе бого¬
словы въ 1717 году предлагали Петру Великому о соединеніи
церквей и, съ согласія его, писали о томъ посланіе къ русскимъ
епископамъ. Отъ имени послѣднихъ составленъ былъ отвѣтъ
въ двухъ редакціяхъ: одна—Ѳеофана Прокоповича, другая—Сте¬
фана Яворскаго. Первая была отправлена къ Французскому пра¬
вительству для передачи сорбоннскимъ богословамъ, но, по неиз¬
вѣстнымъ причинамъ, получена была ими поздо и притомъ въ не¬
засвидѣтельствованной копіи. Послѣ того въ Сорбоннѣ достали
копію съ другой редакціи отвѣта, почему и явилось сомнѣніе
въ подлиности первой.—Въ это время одно обстоятельство снова
возродило въ Сорбоннскихъ богословахъ надежду на успѣхъ преж¬
няго замысла. Княгиня Ирина Петрова Долгорукова, урожденная
княжна Голицына, супруга статскаго совѣтника князя Сергѣя Дол¬
горукова, въ бытность свою при мужѣ своемъ въ Голландіи, пере¬
шла въ католичество и, возвращаясь въ Россію, просила отправить
съ нею какое нибудь духовное лице для поддержанія ея въ новой
вѣрѣ. Сорбоннскіе богословы послали съ нею Жака Жюбе (ЛиЪё),
извѣстнаго подъ ложно принятымъ имъ названіемъ Лакура, съ тѣмъ
чтобы онъ старался и о соединеніи церквей. 28 Февраля 1727 года
утрехтскій епископъ писалъ къ Жюбе: «смѣю просить васъ.. .
сопровождать княгиню Долгорукову въ ея отечество, чтобы слу- 24