Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
368 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ обратить на нее вниманіе ’). Протестантскій резенцентъ ея гово¬
ритъ, что она написана точно, твердо и изящно; что клеветы и
нападенія Яворскаго она отразила сильно и дѣло церкви проте¬
стантской поставила превосходно. Впрочемъ она опровергла не
всю книгу, а только нѣкоторыя главы ея; но и, этого, по мнѣнію
рецензента, довольно для обличенія клеветъ, которыя Яворскій
взвелъ на протестантскую церковь. Прежде чѣмъ перейти къ са¬
мому разбору, сочинитель предувѣдомляетъ, что отъ этой книги
вреда можетъ быть больше русскимъ, нежели протестантамъ,
потому что Яворскій открыто льститъ католикамъ и, поддѣлы¬
ваясь къ нимъ, является несправедливымъ къ протестантамъ. За
тѣмъ сочинитель разсматриваетъ одинъ за другимъ главные пун¬
кты лютеранскаго ученія, защищаетъ ихъ отъ неоснователь¬
ныхъ нападеній Яворскаго и старается доказать своимъ разба-
ромъ, что сочинитель Камня Вѣры мало интересовался истиною,
а хотѣлъ только излить свое негодованіе на лютеранскую цер¬
ковь * 2). Буддей умеръ 19 ноября 1729 года. Точно ли онъ былъ
авторомъ этой книги, или только неизвѣстный сочинитель книги
воспользовался его именемъ, чтобы скрыть за нимъ свое собствен¬
ное? Русскіе, интересовавшіеся этимъ дѣломъ, убѣждены были,
что сочинитель этой книги — русскій и лицо духовное, съ бого¬
словскимъ образованіемъ. Въ то же время въ Тюбингенѣ напечатано на латинскомъ
языкѣ сокращеніе всей книги Яворскаго, подъ названіемъ: 8іе-
рЬапі Іаѵогзсіі ^епіиз, ех ещз ореге ровШито іЬеоворЫсо, Ре-
1га РіАеі йісіо, іп ерівіоіа іатіііагі геѵеіаіив. Сочинителемъ этой
книжки, выпущенной безъ имени автора, былъ Іоаннъ Теодоръ
Яблонскій, родной братъ президента Берлинской Академіи наукъ,
хорошаго знакомца Ѳеофанова, Даніила Эрнеста Яблонскаго 3).
Полемическое движеніе въ кругу протестантскихъ ученыхъ, по
поводу Камня Вѣры, продолжалось съ возрастающею силою. *) Асіа егисіііогиш, шепз ОсіоЪгів. рр. 465—468. Ьірзіае, 1729 ап. 2) ^ѵогзкіит піЬіІ аішсі е&іззе, диат и<; саіитшапсіі ІіЪісітет апітитдие
ег§а ессіевіат позігат ішциіззіпшт топзігагеі.. 3) Раиіі Егпезіі ^Ыопзсіі, ІпвШиііопез Ьізіогіае сЬгізІіапае. ЕгапсоГ. 1786.
Т. III. р. 187.