Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 367 самому сатанѣ по злобѣ, но только вѣруй во Христа и одна вѣра
спасетъ тебя. Такъ учатъ эти хищные волки»... «Безчисленныя
сочиненія нашихъ .писателей опровергаютъ эти клеветы. Тѣмъ не
меньше сочинитель (Камня Вѣры) не стыдится клеветать открыто,
лгать нагло и обольщать неразумный народъ нелѣпыми баснями.
Въ самомъ дѣлѣ онъ столько насказалъ побасенокъ (паггаііипсиіаз)
о видѣніяхъ, объ одержимыхъ духами, о чудесахъ, произшедшихъ
отъ креста, иконъ, мощей, что въ умныхъ людяхъ возбуждаетъ
смѣхъ, въ неразумныхъ удивленіе. Нельзя надивиться, какъ сми¬
ренный Ѳеофилактъ, архіепископъ тверскій и кашинскій, одоб¬
рилъ эту книгу своею цензурою, между тѣмъ какъ новгородскій
епископъ, мужъ ученый, благоразумный и умѣренный, призналъ
ее недостойною своего одобренія. Въ угоду католикамъ, изрыгая
свои гнуснѣйшія ругательства на протестантовъ, сочинитель умал¬
чиваетъ однакожъ о спорныхъ предметахъ между римскою и рус¬
скою церковію, напримѣръ о папѣ, о чистилищѣ и о прочемъ. Да
и нечего дивиться этому, потому что онъ выписалъ большею час¬
тію изъ Беллармина и другихъ римскихъ и папскихъ полеми¬
стовъ. Изъ чего можно видѣть, что имъ руководило не столько
желаніе объяснить, изложить и распространить догматы Восточ¬
ной церкви, сколько ненависть къ лютеранамъ и реформатамъ,
которыхъ ученіе впрочемъ онъ или не знаетъ пли извращаетъ».
Рецензентъ предостерегаетъ русскихъ отъ этой книги, чтобы она
не принесла имъ вреда, открывая врата въ ихъ святилище Рим¬
лянамъ, которые давно этого дожидались, и вмѣстѣ съ тѣмъ вы¬
ражаетъ опасеніе, что на нее все таки съ жадностію накинутся
' тѣ, для кого вражда партій дороже, чѣмъ истина. Въ заключеніе
онъ сообщаетъ полученное имъ изъ вѣрнаго источника свѣдѣніе,
что скоро выйдетъ книга I. Ф. Буддея, съ обличеніемъ и опровер¬
женіемъ на Камень Вѣры 1). Вскорѣ послѣ того явилась и обѣщанная книга Буддея 2).
Въ Лейпцигскихъ актахъ тотчасъ же повѣстили объ ней, чтобы *)*) Асіа егисШогшп, шепз. Ма^і, рр. 226 — 228. Ъірзіае, 1729 ап. 2) Заглавіе ея: Ерізіюіа ароіо^еііса рго ессіеэіа ІиШегапа сопіга саіишпіаа
еі оЪігесіаііопез 8іерЪапі йаѵогвкіі, К. еі М. М., а<1 атісиш Мозсиае йе&епіет7
зсгіріа а Ег. ВшМео, ТЬеоІодіае Б. йепае, витіи ѵійиае Меуег. 1729. ів. 4.