Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
366 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ XX. Изданіе Камня Вѣры. — Полемика по поводу этого изданія. 1) Рибейра и Католическая пропаганда въ Россіи. — Ѳеофилъ Кроликъ. —
Евѳимій Колетти. — Платовъ Малиновскій. — Возраженіе Ѳеофилакта
въ защиту Камня Вѣры противъ Буддея. Въ 1728 году, съ разрѣшенія Верховнаго Тайнаго Совѣта,
по засвидѣтельствованію Ѳеофилакта и подъ его наблюденіемъ,
изданъ Камень Вѣры. Въ Лейпцигскихъ ученыхъ актахъ 1729 г/,
въ маѣ мѣсяцѣ, помѣщенъ былъ строгій разборъ на него съ уко¬
ризною сочинителю и Ѳеофилакту. Въ разборѣ сказано, что эта
книга давно уже была написана, но Петръ I не дозволялъ напе¬
чатать ее, чтобы не обидѣть -протестантовъ, о которыхъ въ ней
написано много ложнаго. Сказавши потомъ нѣсколько словъ о
сочинителѣ книги, поводѣ къ ея написанію и о планѣ или о соста¬
вѣ ея, рецензентъ прибавляетъ, что «сочинитель Камня Вѣры
питаетъ безразсудную ненависть къ лютеранамъ, равно какъ
къ кальвинистамъ, усвоивши ее безъ сомнѣній отъ католиковъ,
съ которыми долго въ молодыхъ лѣтахъ обращался. Это видно
изъ предисловія его къ читателю, гдѣ онъ говоритъ, что на Цер¬
ковь святую возсталъ новый нѣкій ГоліаФъ— Мартинъ Лютеръ,
понося вѣрующихъ въ живаго Бога и отрыгая разныя укоризны
на невѣсту Христову—Церковь. Противникъ этотъ устремилъ свой
лукъ на папу и римскую церковь; но стрѣлы его досягаютъ и
до насъ. Но и этому новому ГоліаФу Камень Вѣры, подобно
какъ древнему камень Давидовъ, да будетъ въ погибель»... «При¬
ходятъ къ намъ въ овчіихъ кожахъ, а внутри волки хищные,
отворяющіе подъ видомъ благочестія двери всѣмъ порокамъ. Ибо
что проистекаетъ изъ этого нечестиваго ученія? Убивай, кради,
любодѣйствуй, лжесвидѣтельствуй, дѣлай что угодно, будь равенъ