Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
а его атака. 959 съ укаю такой рѣчи не написано;-—я о тока въ дѳаощашя своекъ
д іа чего ханъ ваше преосвященство напасалъ?» Аѳанасій отвѣчалъ,
что «хотя въ указѣ самому не написано, однакожъ написано теСѣх
а по регуламъ грамматическимъ яснѣйше есть сказать твбѣ, не¬
жели самому, ибо тебѣ токмо тую персону значитъ, котороі при¬
казалъ, а не другую какую, а самому значить первую и вторую
и третью персону, то есть и мене н тебе и третьяго человѣка.
(31-го мая 1732 г.)». Читатель не можетъ не замѣтить разницы въ тонѣ этого и
прежнихъ показаній Аѳанасія. Теперь у него уже нѣтъ прежней
робости и неумѣстныхъ клятвъ. Онъ выступаетъ смѣю и свобод¬
но разсуждаетъ съ своими судьями. Эта перемѣна произошла
отъ того, что, неизвѣстно по чьему предложенію, его вызвали
въ С.-Петербургъ, въ Сѵнодъ, на архіерейскую чреду: а тутъ,
съ помощію сильныхъ покровителей, между которыми онъ счи¬
талъ П. И. Ягушинскаго, и при содѣйствіи Дудина (котораго,
къ слову сказано, побаивался и самъ Ѳеофанъ и за котораго
взялся уже убравшись съ прочими своими недругами), ему легко
было отдѣлаться отъ назойливыхъ слѣдователей. Эта сторона дѣла, однакожъ, скоро была забыта, потому что
посхимленіе Гедеона, кѣмъ бы оно ни было совершено, засвидѣ¬
тельствовано было очевидцами; притомъ же и главное виновное
въ упущеніи по этому дѣлу лицо уже прешло изъ этого міра на
судъ Божій. Затѣмъ все вниманіе судей обратилось на другую,
важнѣйшую, сторону дѣла—слабый надзоръ за Гедеономъ: кто
виноватъ въ немъ и къ чему онъ клонился? Строгіе слѣдователи,
сличая показанія Аѳанасія съ показаніями прочихъ колодниковъ,
между прочимъ нашли разницу въ числахъ. Аѳанасій отвѣчалъ:
«не всякая разнь означаетъ ложь, ибо и между духоносныви
евангелистами есть разньг однакожъ, что пишутъ, истина есть.
Также и я писалъ въ своемъ дополненіи, что кайенскій архиманд¬
ритъ приходилъ ко мнѣ 3-го августа, а опредѣленіе учинено 2-мъ
числомъ, когда началось дѣло». Но защищаясь Аѳанасій имѣлъ неосторожность задѣть одинъ
щекотливый вопросъ. Оправдываясь въ удаленіи отъ Георгія ка¬
зеннаго караула и въ замѣнѣ его монастырскимъ, онъ указалъ
между прочимъ на то, что поступилъ согласно съ высочайшимъ