Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 341 рогъ, не грозить ли кто снова откуда бѣдой? Послѣдуемъ и мы
за этими невинными и виновными страдальцами въ ихъ заключе¬
ніе и посмотримъ, какъ они переносили свою несчастную судьбу. Левъ томился въ уединенной обители, устроенной на маломъ
островку, въ заливѣ Бѣлаго моря, патріархомъ Никономъ во славу
и имя креста, отчего и монастырь прозванъ крестнымъ. Кажет¬
ся, онъ примирился съ своею судьбой и проводилъ скромную мо¬
нашескую жизнь на ряду съ прочею братіей. Игнатій отправленъ въ свіяжскій монастырь. О состояніи его
душевныхъ расположеній можно судить по слѣдующему письму
его къ одному близкому человѣку, Бѣляеву: «за многая ваша бла¬
годѣянія и неоставленія при бѣдствахъ нашихъ одолженъ есмь
о вашемъ спасеніи Господа Бога молить. Нынѣ о себѣ вамъ пред¬
лагаю. Слава Богу о всемъ, еще съ живыми обрѣтаемся на зем¬
ли. Наказуетъ насъ Господь отечески. Видя согнившая наши
грѣховныя раны, подобающее имъ прилагаетъ врачеваніе, жжетъ
напастьми, рѣжетъ нечаянно находящими печальми, поитъ горе¬
стями плачевными. Се же творитъ, не да погубитъ насъ, но да
исцѣлитъ. Аще бо и жестокое скорбей на наши раны возливаетъ
вино, но не безъ елея, ибо невозможно инако душевнымъ исцѣ-
литися язвамъ. Яко же болящему потребно есть врачеваніе, сице
и намъ грѣшнымъ наказаніе, по глаголу апостольскому: яко скор¬
бяще, присно же радующеся. Писавши чернецъ Игнатій нило-
вецъ изъ свіяжскаго богородицкаго монастыря. Февраля 1731
года». Казанскій митрополитъ Сильвестръ принялъ его очень ра¬
душно и старался вниманіемъ и ласкою облегчить его горькую
участь, но черезъ это навлекъ на себя такія бѣды, которыя свели
его во гробъ. Такъ какъ ему суждено быть однимъ изъ важныхъ
дѣйствующихъ лицъ въ нашей печальной исторіи, то мы вспом¬
нимъ коротко и прежнюю его жизнь. Онъ былъ родомъ изъ дворянъ Холмскихъ. Родной братъ его,
Осипъ ДороѳѣевичъХолмскій, былъ холмогорскимъ помѣщикомъ.
Сильвестръ постригся въ монашество въ Новгородѣ. Митропо¬
литъ Іовъ опредѣлилъ его архимандритомъ сперва въ деревяниц-
кій, потомъ въ юрьевъ монастырь; изъ юрьева онъ переведенъ