Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 333 освященнаго собора для порядочнаго и лучшаго духовнаго прави¬
тельства ко утвержденію церкви святой и размноженію ученія
учиненный, также разныя книги для исправленія и утвержденія
людей въ законѣ христіанскомъ, а иныя токмо для извѣстія преж¬
нихъ дѣлъ прилежнымъ тщаніемъ и соизволеніемъ его жъ вели¬
чества отъ разныхъ учителей сочиненныя и всего Сѵнода раз¬
смотрѣніемъ и благословеніемъ напечатанныя, дерзнулъ развратно
и противно толковать, и не токмо тѣ всѣ, но и такія, кои съ дру¬
гихъ діалектовъ переведены, и въ пользу и вѣденіе общее напеча¬
таны, считалъ яко бы отъ одного Ѳеофана архіепископа сочинены
и за то его жестоко въ толкованіяхъ своихъ поносилъ; 4) о тѣхъ
книгахъ сказывалъ и изъ нихъ выписочки многія показывалъ и
давалъ читать, которое ни къ чему иному служить, какъ ко
вредительному людей отвращенію отъ ученія и вѣдѣнія полезнаго,
которое имъ предается отъ духовнаго правительства, соизволе¬
ніемъ самодержавной императорской власти, въ наставленіе, чтобъ
всякъ вѣдалъ волю Божію и какъ можетъ спастися и животъ
вѣчный получить; а историческія читая и видѣвъ прежде происхо-
димые случаи благопріятному житію ревновали и отъ злыхъ дѣлъ
уклонялись, видя отъ чего какой плодъ происходитъ; 5) роздіа-
конъ Осипъ получа отъ вышеименованнаго Родышевскаго те¬
традь, въ которой были писаны непристойныя поношенія и уко¬
ризны затѣйныя на Ѳеофана архіепископа, самъ отъ себя и болѣе
прибавилъ, въ которыхъ прибавкахъ нѣкоторыя слова хоть темно
написаны, однако же касаются къ поношенію высочайшей чести
и власти и тѣ тетради съ прибавленіемъ своимъ давалъ другимъ
честь; 6) Михайло Аврамовъ тѣ книги съ Родышевскямъ читалъ
и разсуждалъ, почитая ихъ за полезныя къ защищенію Церкви,
и старался о представленіи оныхъ ея императорскому величе¬
ству, яко бы по благочестію ревнуя и присланнаго отъ него ке¬
лейника съ тѣми книгами проводилъ, изъ чего явна себя показалъ,
что онъ тому развращенному толкованію былъ согласенъ; 7) подья¬
чій Иванъ Константиновъ не токмо тѣ письма непристойныя
у него счерна на бѣло переписывалъ, но и самъ изъ книгъ
разныхъ дерзнулъ выписывать, подбирая рѣчи къ поношенію жъ
высокой чести ея императорскому величеству; 8) и тако всѣми
оными дѣлами противно присяги своей дерзали миръ и тишину