Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 325 чрезъ многое время жизни своея монаховъ, наипаче по обще¬
жительнымъ и пустыннымъ монастырямъ; и ихъ освидѣтельсто-
вавъ, паче же окрестныхъ людей о нихъ совершенно спросивъ и
искусивъ ихъ и о житіи ихъ испытавъ и разсмотрѣвъ довольно —
таковы ли обрящутся, яковыхъ ихъ быти сказываютъ, и тако¬
выхъ не внѣшнею мудростію всуе кичащихся, а хотя и не муд¬
рыхъ, но богодухновенныхъ самыхъ, и не внѣшними дарами тѣлес¬
ными, яко то брадою или лицомъ или тѣломъ пригожихъ, но укра¬
шенныхъ духовными всякими благостынями—производить на са¬
мыя главнѣйшія духовныя начальства, еже есть во архіерейство
и архимандріи знатнѣйшій; и тѣхъ, которые не схимонахи, посвя¬
щать во архіереи, дабы правила отеческія не нарушены были; а
которые схимонахи, тѣхъ поставлять въ архимандриты или въ
наставники новоначальнымъ и младымъ всѣмъ монахамъ ради ис¬
правленія ихъ. Того ради конче смотрѣть надлежитъ, дабы таковіи
люди во епископы или архіепископы или митрополиты вездѣ изби¬
раемы были. Когда убо сицевіи добрые епископы во епархіи возво¬
димы будутъ, то всячески тщатися имутъ по всѣмъ епархіямъ сво¬
имъ исправити все монашество; паче же егда въ главнѣйшемъ са¬
момъ духовномъ правленіи таковіи будутъ или самый главнѣйшій
сицевъ человѣкъ надъ всѣми поставленъ будетъ: то и всѣхъ вос-
хощетъ таковыхъ производить въ епископы—подобны подобнаго
себѣ изыщетъ. Которые же въ семинаріи учиться будутъ у лю-
терскихъ учителей, а хотя и у своихъ, но уже духомъ еретиче¬
скимъ одхненныхъ: то тіи весьма заражены будутъ и не назидать,
но развращать всю церковь начнутъ, и хотя въ монашество по¬
стригутся, не ради монашества сіе сотворятъ, но ради надежды
произведенія во архіереи или архимандриты, которое постриженіе
сицевое весьма противно есть истинному монашеству. И во архіе¬
рейство, паче же въ архимандричество, не такъ потребны люди
ученые, какъ богодухновенные и добродѣтельные, которые бы не
такъ словомъ, какъ дѣломъ учили. Понеже всегда обыкновеніе во
всей церкви восточнаго благочестія бывало и нынѣ есть, что
ищутъ и возводятъ на власти высочайшія добродѣтельныхъ му¬
жей, а не внѣшнюю премудрость имущихъ, духовной же весьма
чуждыхъ; таковые бо весьма обыкли въ высокоуміе и гордость
впадать и высокая о себѣ мудрствующе, паче же когда житіе