Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
324 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ тридесятьми; 13) имѣли по повелѣнію Божію ветхозаконные свя¬
щенники градовъ сорокъ восемь и вси приходы себѣ брали отъ
нихъ; 14) давали Израильтяне отъ себе и отъ обѣщанія своего
домы и земли въ дѣдичное владѣніе или-сказать-во вся духовен¬
ству, отъ которыхъ были имъ великія корысти; 15) Богъ самъ
уставилъ, дабы всякое освященное Богу, си есть отданное или
отъ человѣкъ, или отъ -скота, или отъ нивъ, не было проданное,
ниже искупленное. Се какъ превеликія были въ ветхомъ завѣтѣ
подаянія и доходы духовному чину и никто отъ единоплеменни¬
ковъ своихъ, еже есть Израильтянъ, отнимать никогда не дер¬
залъ и уставы не раззорялъ тако Божіи, яко и старческіе, и съ
горячестію должное отдавали: то лѣпо ли и достойно учить или
дерзать данныя отъ древнихъ царей и царицъ и всѣхъ христо-
любцевъ клятвою страшною утвержденныя имѣнія, земли и отчи¬
ны на церкви и монастыри, еже созидатися и поновлятися симъ,
и еже монахамъ и больничнымъ и сиротамъ и страннымъ питати-
ся — отъ сихъ наданныхъ, глаголю, имѣній и отчинъ отнимать
сущую уже Христу самому Богу или Его матери или каковому
святому освященную часть и на мірскія изждивенія обращати,
или мірянамъ каковымъ отдавать—не грѣшно ли всеконечно сіе
будетъ и не дадутъ ли жестокаго отвѣта правосудію Божію вси
то творити дерзающій? Хотя бо Господь нашъ, всѣ содержай концы
земли и исполненія ихъ, самъ рукою своею, благихъ нашихъ, еже
есть имѣній нашихъ, и не требуетъ: однако данная себѣ во образѣ
духовнаго чина или нищихъ весьма сладко пріемлетъ и сторич-
ными небесными нетлѣнными благими воздать обѣщается; отни¬
мающимъ же часть Его лютыми грозить казньми и муками, не
токмо временными, но и вѣчными». Какъ нынѣшнихъ монаховъ исправити надлежитъ хотя по нѣ¬
коему древнему подобію? «Монашество все нынѣшнее удобно зѣло
исправитися можетъ по подобію всему древнему, когда нижеписан-
ная наставленія воспріимутся самимъ существомъ и безотлагатель¬
но и имущая правила предложитися здѣ и хранитися всеконечно
повелятся. Первое и самое главнѣйшее дѣло самой верховнѣйщей
власти императорской — велѣть духовному правленію всеконечно
искать себѣ отъ духовнаго монашескаго чина самыхъ богодухно¬
венныхъ, вещію же и дѣломъ искусившихся въ монашествѣ добрѣ