Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 323 христіанскія противъ древнихъ не сѣнь едина есть,якоже увидитъ
всякъ: хотяй да чтетъ въ книгѣ Втораго Закона въ главѣ 18.
Нынѣшніе же христіане, хотя что не людямъ, но Богу самому
отдадутъ въ часть его собственную или Богоматери или святому
которому, то больше хлопотъ и выговоровъ тѣмъ наживетъ, кто
тую часть содержитъ, нежели подаянія отъ неразумныхъ; и
лучше бъ было прежде не давать, нежели отдавъ, да еще Богу,
да послѣ выговаривать, чтб Богъ запрещаетъ вездѣ и весьма.
Сіе же произошло наипаче отъ безсовѣстнымъ и зѣло дерзост¬
ныхъ сотворшихся въ Европѣ лжехристіанъ и лжеучителей, паче
жъ лютеранъ и калвинистовъ и прочихъ, которые, весьма сотвор-
шеся мудри о себѣ, а не о Бозѣ, начали и учить, и дерзостно
отъ прежнихъ благочестивыхъ обладателей странъ и градовъ
Богу отданныя имѣнія святотатски себѣ похищать и смѣло упот¬
реблять, видя, что Богъ ихъ за сіе того часа здѣ не мучитъ, остав¬
ляя въ будущую казнь и геенну огненную; прежнихъ же суевѣр-
цами и весьма не разумными звать за то, что Богу отдавали въ мо¬
настыри имѣнія своя. Тое-то безбожное дѣло и Богу противное,
тое—глаголю—губительство нечестивое и язва душѣ, а не тѣлеса
вредящая, коснулася и нашихъ странъ и начала вредить крѣпко
множайшихъ совѣсти, но и самыя кровію Христовою искупленныя
души. Зримъ же здѣ опредѣленія и доходы ветхозаконныя, кото¬
рыя были подаваемыя ветхозаконному духовному чину, и буде не
преизлишествовать, яко же должно христіанамъ, то поне подра¬
жать ихъ научимся: 1) десятина всякихъ плодовъ земныхъ; 2) десятина всякихъ скотовъ; 3) отъ различныхъ податей; 4) отъ
различныхъ жертвъ; 5) подаяніе трижды въ лѣто бываемое отъ
приходящихъ въ домъ Божій; 6) пѣнязное или денеяшое подая¬
ніе во Исходѣ въ главѣ 30 воспоминаемое; 7) всякое первород¬
ное человѣческое и скотское подавалося священнымъ, и скотское
оставалося у священниковъ, а человѣческое окуповалося пятьми
сиклями; 8) левитовъ по повелѣнію Господню въ домѣхъ содер¬
жаніе и во всякомъ довольствѣ имѣніе; 9) отъ всѣхъ жертвъ и
отъ всесожженія кожи священникамъ давалися; 10) отъ иныхъ
жертвъ часть Богу, а другая священникамъ давалася; 11) по¬
даяніе было отъ назореовъ; 12) искуплялися обѣщанія пятію
десятьми сиклями сребренными отъ мужеска пола, а отъ женска 21*