Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
322 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ обрѣтающихся весьма непотребныхъ людей во всякомъ чинѣ, егда
ли подобаетъ ухищрять, чтобъ таковый чинъ весь перевесть или
опровергнуть? А и тіи монахи, которые тунеядцами напрасно
порицаеми, какъ праведно разсудить и безпристрастно, не суть
тунеядцы. Первое, что отъ церквей и общества всего учинены
на богомоліе за всѣхъ, и оные, понеже на сіе званы, повсядневно,
хотяще или не хотяіце, отъ настоятелей своихъ жестоко понуж¬
даема, не покоривые же и крѣпко наказуемы разными смиреніи,
монашеству свойственными, на всѣхъ службахъ церковныхъ быти
должны; а кромѣ сего всякъ свое въ монастырѣ дѣлаетъ отъ
начальника опредѣленное послушаніе. И понеже при градахъ мо¬
настыри завелися и монахи въ клиричество уже не по древнему
обычаю отшельничества введены; того ради начальники всегда
должны въ служеніяхъ литургіи быть и въ крестныхъ хотя и
далекихъ ходахъ и трудныхъ, на погребеніяхъ, панихидахъ и про¬
чихъ, касающихся ихъ службахъ, со іеромонахи и со іеродіако¬
нами своими, и наряды имѣютъ изъ соборныхъ церквей или отъ
архіереевъ своихъ, и награжденія за сіе никакого не требуютъ,
развѣ звавый самъ по введенному уже обыкновенію наградитъ, а
они того не истязуютъ. А что написано, что въ монастыряхъ прос¬
тые изъ поселянъ монахи всеконечно не прилежатъ къ разумѣнію
божественнаго писанія и ученія — ей, лучше они, что услышатъ
читаемо или сказуемо, внушаютъ себѣ и содержатъ въ сердцахъ
и въ мысляхъ паче умѣющихъ грамотѣ; и напрасно клевещутъ о
семъ на нихъ. Духъ Божій, идѣже хощетъ, дышетъ и Богъ всѣмъ
хощетъ спастися; да и сіи сами разумъ имѣютъ же и совѣсть,
и добрѣ знаютъ чего для пришли въ монастыри, еже есть учитися
лучшаго житія и о прошедшихъ грѣхахъ каятися. А что хотя и вси
молятся, но не такъ часто, ниже понуждаемы; сіи же по вся дни
на все пѣніе церковное должны итти и въ келіяхъ молитися, и хотя
хотятъ—хотя не хотятъ, однако повинны творить то, па что при¬
шли. И сему по премногу удивлятися мощно, что въ ветхомъ еще
завѣтѣ, который сѣнь былъ новой благодати, какъ зѣло великія
благотворенія были духовному чину отъ мірянъ, да никто о нихъ
и не выговаривалъ и не ропталъ, но въ простотѣ сердца подава-
лися ово отъ повелѣнія Божія, ово же и отъ своего доброхот¬
ства; а и такія были подаянія, что едва ли нынѣшнія подаянія