Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 321 шіе православные древній царіе греческій, и по нихъ вси по
всѣмъ странамъ и царствамъ, по совѣту съ синглитомъ или се¬
натомъ своимъ, Христу Господу отъ всего любленія сердечнаго
своего великую всякъ царствія своего удѣляли часть, и опре¬
дѣляли ю Богу своему Христу Господу во вся. Отъ таковаго-то
чина и образа и опредѣленія и въ насъ въ Россіи содѣлалося, и
принятъ отъ Греческаго царства съ вѣрою благочестивою тогда,
какъ увѣрила благочестивая великая княгиня Ольга, Елена во
святомъ крещеніи нареченная, и святый великій царь Владиміръ,
иже Василій, и инныи многій россійскій благочестивѣшіи цари
и царицы, князи, княгини, боляре и иніи создатели монастырей
и церквей; и оттолѣ завелся чинъ сей богоугодный и таковымъ,
якоже и рѣхъ, образомъ и сея ради вины. И того ради, буде кто
похощетъ или похотѣлъ уже обиду каковую монастырямъ или
ихъ подданнымъ сдѣлать, то уже не имъ, но части Христовой
и наслѣдію его, или во имя Его пресвятой Богородицы и свя¬
таго коего отданному, смѣло и дерзостно весьма дѣлаетъ; толь¬
ко прилежно бы того смотрѣть, яко же и прежде сматривано
по всѣхъ сицевыхъ Богу посвященныхъ мѣстахъ, дабы не на
сторону иную неподобающую шло потребное отъ общихъ мо¬
настырскихъ или церковныхъ Богу отданныхъ имѣній, но на
самыя нужды церковныя и монастырскія необходимыя; паче же
дабы всѣ нищіи и вдовицы по всемъ государствѣ, ради удоволь-
ствованія своего, яко къ своей сущей части, отъ государствен¬
ныхъ Бога ради имъ опредѣленной, довольное пропитаніе и одѣя¬
ніе, по распредѣленію благоразумному начальниковъ духовныхъ
и властей, имѣли». «Въ томъ же письмѣ о монахахъ такъ пишетъ ругательнѣ:
«отъ оныхъ законовъ не мало—рече—и зла происходитъ, понеже
большая часть тунеядцы суть; и понеже корень всему злу празд¬
ность есть: то сколько забобоновъ, расколовъ, но и возмутителей
произошло, вѣдомо есть всѣмъ». «Который чинъ—отвѣчаетъ Мар¬
келлъ— таковый есть на свѣтѣ, который бы не имѣлъ въ себѣ
добрыхъ людей и злыхъ? Воистину не безъ порока суть и царіе
и князи, владыки, епископы, вожди, воины и вси весьма власте¬
лины и чины. И сего ли ради изъ за нѣкоихъ сицевыхъ, еже
есть злыхъ, и добрыхъ порочить надлежитъ, и ради множайшихъ 21