Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
320 ѲЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ «святое писаніе похваляетъ трудъ и узаконяетъ, п самъ Хри¬
стосъ Господь во многихъ мѣстахъ и въ день праведнаго Его
Суда грозитъ муками не послужившимъ нищетѣ, и самъ идый
на смерть вольную ученикамъ послѣднюю службу умовеніемъ
ногъ учинилъ и чинить велѣлъ. И сія—рече—служба много не
равна, но превосходительнѣйша не точію нынѣшняго монашества,
но и самаго совершеннаго древняго». И кто жъ когда о томъ
говоритъ, что трудъ худое дѣло, или что Христосъ велитъ
служити нищетѣ и самъ послужилъ и, какъ служить, самъ
образъ далъ. Что убо вси вѣдающе совершенно такъ не дѣ¬
лаютъ, какъ пишутъ и говорятъ. Первѣе должны пастыри и
учители и вси наставники, тако великіи, яко и малый, подражать
пастыре-началника Христа Спасителя и ноги нищетѣ, сущей
въ лицѣ Христовомъ, умывать, и своими, а не чуждыми рука¬
ми труждающеся даже до пота лица, и выработавше вся пот¬
ребная давать; а прочій, сей смиренія и добродѣтели высокій
увидѣвше образъ, начнутъ и сами съ преизлишествомъ и со удив¬
леніемъ творити. Сіе - то дѣло есть самое первѣйшее — всѣхъ
духовныхъ первоначалниковъ, каковыи прежде были и сами все
содѣловали и прочіихъ къ тому наставляли; и воистинну будетъ
Богъ начальниковъ, нетворящихъ повелѣній Его, крѣпко судить
паче прочихъ, и кто отъ нихъ нищетѣ не служитъ, по крайней
возможности и отъ всего, сердца и души, паче же имѣніями свои¬
ми, тѣмъ, чего токмо они, си есть нищіи, желати будутъ: то
сицевъ нѣсть истинный ученикъ Христовъ. Что же пишетъ тотъ
же издатель писанія о монашествѣ,' что «хотя и добрый путь
древній сей, еже есть совершеннаго монашества, но яко отъ
человѣкъ уставленный; сей же, еже есть служити нищимъ,
или ноги симъ умывати, есть отъ Бога повелѣнный». Весьма безъ
основанія и не твердо разсуждено и написано, будто чинъ мо¬
нашескій есть отъ человѣкъ уставленный. Показалося выше,
что монашество истинное есть то христіанство совершенное,
которое весь законъ Христовъ и совѣты Его исполняетъ все¬
усердно. Убо ли совершенные христіане-монахи древніе путь
свой имѣли отъ человѣкъ уставленный? А правду сказать, сіе
слово на Лютерство много походило и едва ли не самое оно есть,
взятое отъ трактата лютерскаго о монашествѣ. Благочестивѣй-