Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 319 молитвъ ихъ сильныхъ у Бога, ими же многія болѣзни болѣзную¬
щихъ гражданъ съ вѣрою и благоговѣніемъ приходящихъ къ нимъ
уврачевывали; третія вина, дабы далеко не искать еже на архі-
ерейство и на самое патріаршество возводити достойныхъ, но
дабы предъ очима ихъ были всегда, яко же познать удобно отъ
исторій о семъ множайшихъ; такожде и на иныя знаменитыя служ¬
бы и послушанія—во аввы, еже есть во архимандриты монасты¬
рямъ знаменитымъ, и во экономы, еже есть въ домостроители вели¬
кимъ еже есть соборнымъ церквамъ, и въ сиропитатели сихъ же
избирали, яко вѣрныхъ зѣло сущихъ и ничесоже и никоего богат¬
ства себѣ желающихъ, и на сродниковъ или родителей иждивати не
имущихъ; и сихънектому уже во отшельничество или самое уеди¬
ненное житіе приходящихъ, но паче въ клиричество, еще же са¬
мое и главнѣйшее и честнѣйшее—и патріархами и царями и собо¬
ромъ церковнымъ ввели, и симъ, ради послуженія, отъ имѣній
своихъ царскихъ и сокровищъ великія вотчины надали, дабы они,
вмѣсто царей и патріарховъ и вмѣсто всего царства, всѣмъ пот¬
ребная подавали — вдовицамъ, сирымъ, страннымъ, больнымъ и
всѣмъ во всякихъ нуждахъ сущимъ. И сія то вина самая глав¬
нѣйшая и первая, коея ради начались быть вотчины при мона¬
стыряхъ всѣхъ, еще древнихъ и въ Греческомъ царствѣ, отъ ко¬
его и прочій государства, паче же наше всероссійское якоже вѣру
святую и уставы и законы церковные, такъ и обычаи святіи бо-
гоугодніи во всемъ воспріяли, и до днесь содержатъ и содержать
весьма должны, подъ опасеніемъ гнѣва Божія и страшной ярости
Его грядущей на сыны противленія. И аще сіи, еже же есть мо¬
нахи, духовная сѣютъ мірскимъ, иже есть молитвы о нихъ и
слезы и труды и подвиги: велико ли, аще сихъ тѣлесная пожнутъ?
И давать священному чину всякому, монаху ли или клирику, еще
въ Ветхомъ Завѣтѣ Божіе повелѣніе есть. Рукодѣліе же хотя
всеконечно должно быть у монаховъ, обаче оное не такъ суще¬
ствительное есть монашеству и отъ главныхъ и первѣйшихъ
должностей его преданныхъ уставомъ и законоположеніемъ отъ
святыхъ отецъ и чиномъ постриженія, и не такъ привязано
къ монашеству, что безъ рукодѣлія и спастися не возможно,
но отъ вторичныхъ и побочныхъ вещей и должностей. Что же
пишетъ о монашествѣ нѣкто составитель писанія нѣкоего, что